Тени прошлого: драма в поселении

Тени минувших дней: драма в Берёзовке

– Как же быстро пролетели годы. И как стали мы не нужны своим же выросшим детям, – голос Анны дрожал, глаза наполнились слезами. Она не хотела слушать дальше, сердце сжималось от тоски.

Анна вырастила троих детей, которые давно разъехались из родной деревни. Старший сын, Дмитрий, уехал за границу с женой и детьми ещё молодым. С тех пор он ни разу не навестил мать. Лишь изредка присылал открытки да фотографии, которые Анна бережно хранила. Долгими зимними вечерами она перебирала их, перечитывала свои письма: «Сынок, мы с отцом так ждём тебя, приезжай хоть раз, покажи внуков…» Но у Дмитрия вечно находились дела – работа, семья, свои заботы.

Средняя дочь, Татьяна, вышла замуж за военного. Они часто переезжали, детей у них было двое. Иногда Татьяна приезжала в Берёзовку, но визиты становились всё короче и реже. Муж Анны, Николай, уважал зятя, Сергея, и радовался, что дочь счастлива – это было видно по её сияющим глазам. Анна тоже не волновалась за Татьяну – у той всё сложилось как надо.

А вот младшая, Надежда, не смогла устроить личную жизнь. После деревенской свадьбы она родила сына, но брак распался. Анна тогда сказала: «Поезжай в город, Наденька. Что тебя держит в селе? Ты молодая, красивая, найдёшь себя». Надежда послушалась, оставила маленького Ваню с бабушкой, выучилась на повара и быстро устроилась в городском кафе. Потом забрала сына к себе. «В городе ему лучше, – говорила она. – Школа хорошая, секции, развлечения». Ваня, цепляясь за бабушкину юбку, плакал, но кто станет спорить с матерью?

«Неделю без меня переживёшь, – сказала Анна мужу. – Не могу больше, сердце ноет, надо проведать Надю». Николай хотел поехать с ней, но к осени простыл. Анна собрала сумки, набила их деревенскими гостинцами. Николай проводил её на вокзал затемно. Три года они не виделись – Ваня, наверное, уже большой.

– Мам, ну почему не предупредила? – встретила её Надежда, с трудом скрывая досаду. – Хоть бы позвонила! Пришлось отпрашиваться с работы, забирать Ваню из школы, бежать в магазин. Весь день в хлопотах из-за твоего сюрприза!
– Прости, доченька, хотела порадовать, – оправдывалась Анна, шагая от автобусной остановки. – Ты же знаешь, как у нас в деревне со связью…
– Что-то случилось? Папа как?
– Всё в порядке, простудился немного, осень ведь. Но держимся.

Дверь квартиры открыл Ваня. Боже, каким он стал взрослым! Широкие плечи, как у деда, и такие же крепкие руки.
– Здравствуй, внучок! – радостно воскликнула Анна, обнимая его.
– Привет, бабуля, – Ваня быстро вывернулся из объятий и внимательно посмотрел на неё.
– Почему не встретили? Еле дотащила сумки, – с укором сказала Анна, глядя на дочь.
– Мы готовились, – ответила Надежда. – Обед сварила, надо же тебя накормить после дороги.

Анна вздохнула – ладно, не заладилось. Через час она звонила мужу:
– Всё хорошо, Коля! Встретили, помогли! Не переживай, ужинаем, Надя вкусно приготовила. Ты нам тут нужен – все целуют!

За столом Надежда разлила борщ и спросила:
– Один кусок пирога или два, мама?
Анна, проголодавшаяся с дороги, готова была съесть полкастрюли, но, взглянув на дочь, ответила:
– Оставь на столе, сама возьму.

На тарелке лежало пять кусочков пирога. Каждый взял по одному. Анна потянулась за вторым, но третий брать не стала – стало неловко. Она вспомнила, как пекла детям целые противни, особенно на праздники, чтобы всем хватило. А тут… Может, у Нади проблемы? Надо помочь деньгами, у них с Николаем скоплено немного, да и урожай в этом году удался.

Анна осмотрела квартиру. Свежий ремонт, новая мебель, огромный телевизор в гостиной. Комната Вани небольшая, но ухоженная, всё на месте.
– Надолго к нам? – спросила Надежда, убирая со стола.
– Что, торопишься уехать? Только приехала, а ты уже спрашиваешь, когда уезжаю?
– Нет, просто билеты надо заранее брать. Завтра схожу на вокзал, куплю обратный, чтобы потом не бегать.

Анна пожала плечами – как знаешь. Вечером она разглядывала с Ваней школьные фотографии, радуясь, какой умный растёт внук. Жаль, Николай этого не видит. Попросит Ваню написать деду открытку.

Прошло несколько дней. С каждым вечером разговоры становились короче. Ваня то уроки учил, то убегал к друзьям играть в приставку. Надежда задерживалась на работе, возвращалась уставшая, без сил даже на разговор. Анна тосковала по простому человеческому теплу. Не так она представляла эту встречу.

Когда она позвонила Николаю и начала собираться, то услышала разговор Надежды с Ваней:
– Мам, а когда дядя Женя придёт? Обещал сводить меня в кино.
– Скоро, сынок, как только бабуля уедет… – ответила Надежда.
– А когда бабуля уедет?

Анна замерла. Слёзы покатились по щекам. Придерживаясь за стену, она добралась до комнаты, быстро сложила вещи, накинула платок и уже стояла в дверях, когда вышла Надежда.
– Ты куда ночью собралась? Поезд же завтра!
– Ничего, билет поменяю. Эх, дочка, не тому мы тебя учили. Отцу ничего не скажу, чтоб не волновался. За фотки спасибо, он всё просил их посмотреть. Прощай!

Анна села в поезд. Место досталось удобное, дорога прошла спокойно. Разве что ночь пришлось провести на вокзале, кутаясь в старый платок, но разве это важно? В тёмном окне мелькали огни, а она думала о том, как быстро пролетела жизнь. Сколько они с Николаем отдали детям любви, сил, тепла. И как стали теперь чужими.

– Здравствуй, Анечка! Как доехала? – встретил её Николай на перроне. – Скучал так, что даже похудел!

Анна обняла мужа, и в сердце потеплело. Хоть кто-то её ждал. Хоть комОна крепко сжала его руку и поняла – пока они есть друг у друга, всё ещё не потеряно.

Rate article
Тени прошлого: драма в поселении