Семён Григорьевич не верил, что когда-нибудь окажется в этом месте. Жизнь сыграла с ним злую шутку. Отец троих детей, он и представить не мог, что его старость пройдёт в доме для пожилых под Самарой. А ведь когда-то всё было иначе: солидная зарплата, трёхкомнатная квартира в центре, машина “Волга”, верная супруга и трое ребятишек.
Они с женой Алевтиной вырастили сына и двух дочек – Татьяну и Веру. Дом их всегда был полной чашей, соседи ставили в пример. Денег хватало, нужды не знали. Но годы шли, и Семён Григорьевич начал замечать: что-то пошло не так. Они с женой вкладывали в детей всю душу, учили добру, а вышло… Десять лет назад Алевтина умерла, и он остался один.
Время текло, и старик стал обузой. Сын Артём уехал в Германию, обосновался там, женился на местной. Раз в год навещал отца и сестёр, но с годами приезжал всё реже – дела, семья, расстояния.
Дочери, жившие в соседнем районе, были заняты своими мужьями, детьми, заботами. Семён Григорьевич глядел в окно – за ним кружил густой снегопад. 23 декабря. Город готовился к празднику, люди спешили с подарками, тащили ёлки, а он был лишним. Завтра – его день рождения, и впервые за всю жизнь он встречал его в полном одиночестве.
Закрыв глаза, он увидел прошлое. Как весело у них было на Новый год! Алевтина пекла пироги, украшала квартиру, собирала всех за столом. А сейчас? Ни звонка, ни письма. Он исчез для своих же детей.
День тянулся медленно, в тишине и пустоте. Утром в доме для пожилых началось оживление – родственники забирали стариков на праздники. Семён Григорьевич наблюдал за этим с горьким чувством: его никто не ждал.
Вдруг – стук в дверь.
«Войдите!» – прохрипел он, не ожидая никого.
«С праздником, отец! И с днём рождения!» – раздался знакомый голос.
Семён Григорьевич оцепенел. На пороге стоял Артём. Сын шагнул вперёд и крепко прижал отца к себе. Старик не помнил, когда видел его в последний раз. Как тот возмужал, как похорошел!
«Тёма? Это правда ты? Или мне чудится?» – прошептал он, едва сдерживая дрожь.
«Я, батя! Специально не предупреждал – хотел сюрприз сделать», – улыбнулся Артём.
У старика перехватило горло.
«Почему ты молчал, что сёстры сдали тебя сюда? – голос сына дрогнул. – Я же им деньги присылал, хорошие деньги! Чтобы за тобой ухаживали! А они…»
Отец молча потупил взгляд.
«Собирай вещи, батя. Уезжаем. Билеты на поезд уже взял. Сначала поживёшь у моей тёщи, потом оформлю документы. Забираю тебя в Германию. Будем вместе.»
«Куда? В Германию? Да я же старый…» – Семён Григорьевич растерялся.
«Брось, отец. Жена у меня золото, она тебя ждёт. Да и внука своего тебе пора узнать!» – Артём говорил так твёрдо, что сомнения начали таять.
«Тёма, да я… не верю. Как во сне», – пробормотал старик.
«Хватит. Ты не для этого нас растил. Поехали.»
Соседи перешёптывались: «Вот это сын! Настоящий!»
Артём забрал отца за границу. Для Семёна Григорьевича началась другая жизнь – рядом с родными, в тепле и заботе. И он понял: только на закате дней видишь, какими выросли твои дети.