Следуя его следам

– Ванька, ну что с тобой такое? Глянь-ка – русский – двойка, алгебра – кол, а по литературе ты и вовсе сбежал! Почему ты не учишься и всё время прогуливаешь? Ну что мне с тобой делать, окаянный! – в который раз сокрушалась Антонина, листая школьный дневник своего восьмиклассника.

– Не знаю, – угрюмо буркнул подросток и отвернулся к окну.

– Тонь, да отстань ты от пацана! Литература, ботаника… Я тоже в школе балбесничал – и ничего, человеком вырос! – донёсся из соседней комнаты хриплый голос мужа Виктора, развалившегося на диване.

– Это сразу видно! Хоть бы с сыном по-мужски поговорил, но тебе некогда – третий день бухаешь! – крикнула Антонина.

– Ну и что? Я ж на твои не пью! У Сереги, между прочим, юбилей был! – пробурчал Виктор, уткнулся лицом в подушку и тут же захрапел.

…Антонина выросла в интеллигентной семье. Родители дали ей не только хорошее воспитание, но и привили любовь к знаниям. Тоня училась на отлично, поступила на престижный факультет. Но по злой иронии судьбы её путь пересекся с Виктором.

Они познакомились на студенческой вечеринке. Антонина была на четвёртом курсе, а Виктор уже отучился в техникуме и устроился на завод. Девушку сразу привлёк этот видный парень с тёмными глазами, выглядевший старше своих лет. Она и не подозревала тогда, как он перевернёт её размеренную, упорядоченную жизнь.

Они начали встречаться, а поженились в том самом лето, когда Антонина сдала последний экзамен. Сначала всё было неплохо, но её сразу насторожило, что Виктор не пропускал ни одного повода выпить. Любой, даже самый незначительный праздник превращался у него в шумную гулянку…

Со временем Антонина поняла – они с мужем совершенно разные люди. Она уже подумывала о разводе, но судьба распорядилась иначе – женщина узнала, что ждёт ребёнка.

На аборт она не решилась. Оставить ребёнка без отца – тоже не выход. Оптимистка по натуре, Антонина надеялась, что с рождением сына Виктор остепенится. Но когда он в пьяном виде ввалился к ней в роддом, она с горечью осознала – этот человек никогда не изменится.

Так и случилось. Виктор пил часто и помногу. По дому помогал спустя рукава – то уходил с друзьями, то отсыпался после очередной попойки.

Антонина не жаловалась – тянула всё сама: работала без устали, получала неплохие деньги, в доме был уют, сыну Ваньке уделяла внимание. Но чем старше становился мальчик, тем больше походил на отца. В себе Антонина его не узнавала: учился Ваня через силу, от кружков и секций отказывался наотрез.

К седьмому классу парень совсем отбился от рук.

– Антонина Сергеевна, поговорите с сыном. Хамит, не слушается, а про успеваемость и говорить нечего… Прямо плакать хочется… – такие речи она выслушивала от классной руководительницы после каждого собрания.

Возвращаясь домой, Антонина корила себя – где-то упустила сына, что-то сделала не так.

Сначала Ваня оправдывался, обещал исправиться. Но слова так и оставались словами.

Он кое-как закончил девятый класс. О десятом и речи не шло – только техникум. Антонина с ужасом понимала, что сын идёт по стопам отца. А Виктор к тому времени спился окончательно. Женщине приходилось вытаскивать его из запоев, терпеть скандалы и, что было унизительнее всего, ходить на завод вымаливать, чтобы мужа не уволили.

В техникуме Ваня учился так же – прогуливал, грубил, ссорился. Дома твердил, что учёба ему не нравится.

– Мам, может я брошу и пойду с отцом на завод? Деньги зарабатывать, – однажды заявил он.

– Сынок, что за слова? Какие деньги? Нужно образование получить, потом дальше можно учиться! Неужели ты хочешь жить, как отец?

– А что? Отец нормально живёт, – огрызнулся сын.

– Вот именно! Ну что ты к парню прицепилась? Хочет работать – пусть работает! Тем более место у нас есть, – влез в разговор Виктор.

Антонине всё же удалось уговорить сына доучиться. Она бегала к преподавателям, унижалась, просила дать ему ещё один шанс.

Кое-как Ваня закончил техникум и сразу заговорил о заводе. Антонина отговаривала – она прекрасно понимала, чем это кончится. Особенно с учётом того, что сын был вылитый отец – и внешне, и характером. В нём не было ничего от неё.

Но она, как любая мать, надеялась – может, сын одумается. Увы, судьба снова не была к ней благосклонна. Худшие опасения подтвердились – Ваня устроился в одну смену с отцом, и они стали пить вместе.

Однажды Антонина вернулась с работы. Едва переступила порог, как споткнулась в прихожей о что-то тёплое. Она щёлкнула выключателем – на полу лежал Ваня, совершенно невменяемый.

– Вань, что с тобой? Сынок, тебе плохо? – вскочила на колени, стала тормошить его, уже хватаясь за телефон.

– Ма… отстань… устал… – махнул он рукой и провалился обратно в сон.

Антонина почувствовала запах перегара. Он был пьян в стельку – даже до кровати не дошёл, свалился в прихожей. Точно так же в молодости делал Виктор.

Она прошла дальше. На кухне, уткнувшись в стол, храпел муж. Антонина хотела устроить скандал, но передумала.

Взяла сумку и вышла на улицу. Шла без цели, не зная, куда идти. Близких подруг, у которых можно было переночевать, у неё не осталось. Она опустилась на лавочку в сквере. Осень была тёплая, вокруг гуляли люди. Антонина смотрела на их счастливые лица и не понимала – за что ей такая судьба.

Вдруг к ней подбежала собака, в зубах у неё был мячик. Антонина вздрогнула.

– Ой, простите! Шарик, ко мне! – скомандовал мужчина, и пёс тут же подбежал к хозяину.

– Да ничего… просто не ожидала, – пробормотала Антонина, смахивая слёзы.

– У вас всё в порядке? Может, помочь чем-то? – спросил незнакомец.

– Нет, ничего… – потупилась Антонина.

– Меня, кстати, Артём зовут. А вас? –И когда самолёт оторвался от взлётной полосы, Антонина впервые за долгие годы позволила себе вздохнуть свободно.

Rate article
Следуя его следам