Мягко стелет — жестко спать
— Ну, на этот раз, я надеюсь, вы не на три дня приедете? Подольше у нас погостите? Маруська! Ты почему молчишь?
— Светлана Сергеевна, с днем рождения вас еще раз! Не болейте, берегите себя! Мы с Игорем как точно все решим, сразу же вам позвоним.
Маруся поспешила повесить трубку как можно быстрее.
«Бр-р-р, бывает же такое, — подумала, отложив телефон, — вроде и беседа была приятная, и свекровь сегодня приветлива, как никогда, и повод для звонка очень радостный — ее юбилей, но с самой первой секунды и до последнего слова мне все время хотелось поскорее закончить этот разговор».
Марусе совсем не хотелось ехать в гости к свекрови в свой отпуск, такой долгожданный, который, наконец-то совпал с отпуском мужа. Она искренне считала, что в этом мире есть миллион других мест, где они с Игорем и детьми могли бы прекрасно провести время. Она, конечно же, пыталась намекнуть мужу, что, может быть, хотя бы в этом году летом можно было бы выбрать в качестве места отдыха что-то другое, а не дачу Светланы Сергеевны, но Игорь был непреклонен. Так уж он был воспитан. Старших нужно любить и уважать. Нельзя не порадовать родителей своим приездом. Неприлично это.
***
— Маруся, я и так родителей вижу, дай бог, раз в год. Ты хочешь, чтобы мы еще и в отпуске перестали к ним ездить? Так дети вообще забудут, что у них есть еще одна бабушка с дедушкой, которые живут в другом городе.
— Дорогой, как бы тебе помягче это сказать… Но тебе никогда не казалось, что эти приезды нужны только тебе?
— Что ты имеешь в виду? — Игорь нахмурился и удивленно посмотрел на жену.
— Да то, что твои родители уже привыкли жить далеко от тебя, от твоей семьи, им и так хорошо. Они не страдают оттого, что не видят внуков, не проводят с ними много времени. У них и так всё прекрасно.
— Маруся, ты что такое говоришь? С чего вдруг такие мысли?
— С того, что твоя мама просит меня в переписке всегда только лишь об одном — отправить ей фотографии старших детей или видео младшенького, и на этом всё. Она ведь никогда не спрашивает, как вообще у них дела, как они учатся, не болеют ли. Ей внуки нужны только лишь для того, чтобы показать их красивые фотографии подружкам или соседке по подъезду. Красивая идеальная картинка, не более. А что стоит за всем этим — не ее заботы. Ее совершенно не интересуют наши проблемы и трудности.
— Тут я с тобой не соглашусь. Мы просто живем далеко. У них нет возможности посидеть с Никиткой, отвести его в сад или встретить старших мальчишек из школы. Если бы жили рядом, все было бы совсем по-другому.
— Знаешь, Игорь… Моя мама тоже живет в другом городе, однако ей это совсем не мешает приезжать к нам в любой сложной ситуации. Она, как добрый, заботливый человек, всегда готова прийти на помощь. Ты только вспомни, сколько раз за последний год она брала отпуск или больничный на работе, покупала билет на поезд и мчалась к нам по первой же просьбе. Что-то от твоих мамы и папы я такой прыти не замечала.
— Да, Маруся, теща у меня золотая. Я этого и не отрицаю. Я Светлане Сергеевне очень благодарен. И я ей это неоднократно говорил. Она всегда наша палочка-выручалочка.
— Так и есть. Мы ведь и к ней когда приезжаем, она всегда старается провести с мальчишками как можно больше времени. Гуляет, катается на велосипедах, купается в реке, играет в прятки, догонялки, гоняет мяч. Очень любит наших детей, и они отвечают ей взаимностью. Так и должно быть в семье. Теплота, забота, любовь.
— Маруся, ну что ты от меня хочешь? Все люди разные. Твоя мама — душа компании. Она у нас вечно молодая, заводила, молодец. Мои родители постарше, они другие, другого склада. Что ж теперь, и в гости к ним не ездить, что ли?
Холодцем на мгновение сковал грудь — Маруся сжала губы, будто сдерживала себя, чтобы не проболтаться. Но решила, что не в этот раз.
— Мне там нехорошо, и детям тоже. Неуютно, неудобно. Даже не знаю, как правильно выразиться.
— Как так? Почему? У родителей шикарная дача, нам всем там выделяют отдельные комнаты, там чисто, удобно, комфортно. Что еще нужно для счастья?
— Знаешь, Игорь, есть такая поговорка: «Мягко стелет, да жестко спать». Вот она прямо в точку описывает мое состояние, когда я приезжаю к свекрови.
— Неожиданно, конечно. Что же ты раньше молчала? Мне всегда казалось, что и тебе, и детям там хорошо. И отпуск в доме у моих родителей казался мне идеальным вариантом. И стариков моих проведать, и тебе с детьми хорошо провести время. Что же не так, Маруся?
— Да все. С самой первой минуты, как только мы всем своим огромным семейством заваливаемся к ним в дом, у твоих родителей сразу рушится их идеальный, спокойный и размеренный мир, к которому они привыкли.
— Никогда не замечал. Мне кажется, Маруся, что ты все выдумываешь. Слишком ты мнительная становишься с годами.
— Игорь, любимый мой, ты просто там часто занят делами, помощью по хозяйству. Ты же, находясь у мамы с папой на даче, очень редко проводишь время со мной, с детьми, ты всегда стараешься помочь родителям, угодить им. А я прекрасно вижу и слышу все, что там на самом деле происходит. Все эти язвительные комментарии и замечания твоей мамы, недобрый взгляд отца. Думаешь, мне приятно все это? Мы с тобой, в конце концов, женаты уже десять лет, а у меня ощущение, что Светлана Сергеевна до сих пор никак не может смириться с тем, что именно я стала твоей женой. А, может быть, она вообще не рада, что у тебя теперь есть мы все.
— Да что же ты такое говоришь, Маруся! — муж уже нервничал и хотел поскорее закончить столь неприятный разговор.
— Давай так. Мы поедем к свекрам в гости, так и быть, но ты постараешься быть внимательнее к тому, что происходит у них в доме. Тогда, думаю, все встанет на свои места. И ты не будешь больше злиться на меня и думать, что я вредничаю и придираюсь к твоей маме.
На том и решили.
***
Следующие дни Маруся собирала вещи для всей своей большой семьи, а Игорь почему-то ходил мрачнее тучи. Видимо, слова жены задели его.
Дорога к родителям Игоря занимала примерно четыре часа. Маруся старалась, как могла, создать радостное отпускное настроение. Пела песни, веселилась с младшими сыновьями на заднем сидении. Она понимала, что Игорью неприятно было выслушать все, что она ему высказала, но молчать больше не могла.
Слишком долго уж Маруся была всегда и для всех хорошей. Всегда мило улыбалась родителям мужа, никогда не отвечала на их колкости в свой адрес или неприятные замечания в адрес детей. Не хотелось конфликта в семье. Да вот только оказалось, что зря. Свекровь, видимо, почувствовав свою безграничную власть, не упускала ни одной возможности ткнуть Марусю. Все ей было не так.
Дети слишком шумные — значит, Маруся плохо воспитывает. Игорь слишком худой — значит, Маруся плохо кормит. Юбка у нее слишком короткая, совсем ей не по возрасту. В общем, и на ровном месте Светлана Сергеевна всегда могла найти недостатки в снохе. Маруся уже изрядно подустала от вечного гнета свекрови и решила, что на этот раз все будет по-другому.
— Ну, здравствуйте, дорогие наши! — мама с порога улыбалась и, казалось, была очень даже рада видеть долгожданных гостей, — проходите-проходите, мы вас уже заждались.
Игорь укоризненно посмотрел на жену, мол, ну и что ты мне наговаривала на нее? Посмотри, как мама искренне нам всем рада.
— Сынок, все ваши вещи неси сразу наверх, в вашу комнату. Что тут бардак устраивать.
Игорь послушно понес многочисленные чемоданы на второй этаж.
— И чего вы столько вещей каждый раз с собой берете? Не умеешь ты, Маруся, собираться. Много лишнего с собой тащишь. А Игорик теперь вынужден все это перетаскивать с места на место. Пожалела бы мужа. Он и так работает без выходных, чтобы вас всех прокормить, и кушает, видно, совсем плохо, снова похудел.
— Светлана Сергеевна, ну что вы такое говорите! — Маруся специально нарочито громко ответила свекрови, чтобы Игорь услышал это разговор.
Светлана Сергеевна аж вздрогнула. В любой другой ситуации сноха просто промолчала бы, а сегодня вдруг начала отвечать, да еще так дерзко.
— Игорь хорошо кушает, сбалансировано, не переживайте. А худой он в своего отца. Вы посмотрите на Александра Васильевича, разве раньше никогда не замечали, как они похожи? Вы-то сами мужа хорошо кормите? А? А вещей у нас не много. Нас просто пять человек в семье, не забывайте. Тем более, мальчишки тут, на даче, постоянно в земле, пачкаются. Стирать здесь полноценно негде. Так что, приходится тащить им много сменной одежды. Моей вины здесь нет.
Светлана Сергеевна вытаращила глаза на Марусю и замерла от изумления. Игорь, тем временем уже спустился вниз и слышал каждое произнесенное слово. Он промолчал, но ему, конечно же, стало неприятно. Они едва переступили порог, а у матери уже претензии.
— Ну, идемте к столу. Вы, наверное, проголодались с дороги, — немного придя в себя, свекровь опомнилась, что нужно все-таки накормить гостей.
Тут в дом с огорода зашел свекор.
— О, приехали. Привет, пацаны. Что, уже набедокурили? Что на этот раз разбили? Или сломали? Или еще не успели? Бабушка вчера полдня прятала вазы, картины и все ценное в доме от вас подальше. Боится за свое имущество, — рассмеялся он.
Мальчишки, которые в это время весело бегали в просторной гостиной, немного притихли.
— Мои дети еще ни разу ничего у вас не сломали, не выдумывайте, пожалуйста, — отрезала Маруся.
Свекор сморщил лицо и молча поплелся к столу.
— Ваня, сядь ровно. Саша, за столом так себя не ведут. Никита, кушай, пожалуйста, аккуратно, — Светлана Сергеевна весь ужин постоянно была недовольна, то и дело делала замечания внукам.
Наконец, не выдержав, Маруся сказала:
— Ну перестаньте вы их понукать. Они же дети. Они еще не умеют долго и спокойно сидеть или кушать аккуратно, как взрослые. Будьте терпимее, Светлана Сергеевна.
Свекровь вспыхнула, щеки ее налились от злости, но отвечать снохе при сыне она не стала.
Дети, наконец, поели и побежали играть. Естественно, шум и гам доносились отовсюду. Даже поговорить спокойно взрослым было сложно.
— Маруся! — не выдержала все-таки бабушка. — Да успокой ты уже своих детей, в конце концов. Сколько же это будет продолжаться? Я просто больше не могу находиться в этом постоянном шуме. Это невыносимо.
— Это дети. Они резвятся, им весело. И да, они шумные. А как вы хотели? Как вы себе представляли троих мальчишек? Сидящими степенно в кресле с книгой? Так только в кино бывает. Это будет продолжаться ровно неделю. До тех пор, пока мы не уедем к себе домой. А вы, Светлана Сергеевна, попробуйте поиграть вместе с ними. Это весело и здорово, попробуйте.
— Еще чего выдумала! Я уж и не помню, как это делается. И вообще, Маруся, ты сегодня какая-то странная. Ты себя очень несдержанно ведешь.
— Поверьте, я себя веду очень даже сдержанно, — зловеще улыбаясь, ответила Маруся.
Игорь наблюдал за всем происходящим со стороны, не вмешиваясь. Он думал только об одном: как же он раньше не замечал того, что его мама вечно всем недовольна, что ее все не устраивает — ни Маруся, ни его дети. Видимо, пока его жена молчала и сглаживала углы, все было более-менее терпимо. Но не в этот раз.
Тут Маруся поднялась со стула, чтобы подложить себе горячего из большого блюда, взяла половник, начала уже брать мясо, как вдруг Светлана Сергеевна как закричит:
— Что ты делаешь! Этот половник только для первых блюд. Я никогда им не накладываю мясо. Что же ты за неумеха такая! И кто только тебя учил вести хозяйство? Как вообще Игорек с тобой до сих пор живет и все это терпит? — свекровь была на взводе, сегодня сноха просто вывела ее из себя своей наглостью. Поэтому она уже не обращала внимания, что сын рядом и все слышит, она была так зла, что не сдерживала эмоций. — Сколько раз я тебе говорила, не трогай никакую посуду в моем доме, я буду все делать сама, только так, как нужно мне! Не лезь в мое хозяйство! Тебе тут делать нечего!
— Что же мне — не есть, детей не кормить, пока вы не разрешите? Что это за тюрьма такая? — Марусю тоже понесло во все тяжкие.
— Вот уедешь к себе домой — там делай, что душе угодно, а мне тут все портить и пачкать я не позволю! Нахалка!
— Все! Стоп! Хватит! — Игорь не выдержал и резко остановил весь этот кошмар. — Мама, у меня к тебе только один вопрос. Для чего ты каждый раз зовешь нас в гости по телефону, если тебе настолько тяжело с нами находиться? Да, у меня большая семья. Но я искренне верил, что ты нас любишь и рада нам. А на деле все совсем не так. Больше мы тебя не потревожим.
Игорь вышел из-за стола и пошел к своим сыновьям, поиграть с ними. Ведь ни бабушка, ни дед не проявляли к внукам ни малейшего интереса. Ему было очень обидно и неприятно. Но Маруся оказалась абсолютно права во всем.
Утром, выспавшись как следует, Светлана Сергеевна удивилась, что в доме такая тишина. Пройдясь по комнатам, она не обнаружила дома ни сына, ни его жену, ни внуков.
Игорь решил наконец-то исполнить желание жены и отвезти свою семью на настоящий отдых. Туда, где всем будет хорошо и комфортно. Маруся сидела в машине, обнимала своих мальчишек и улыбалась.
Урок для себя: чаша терпения никогда не должна переполняться. Раз эти люди тебя хотят вздёрнуть, то нечего их держать возле себя. Мягко стелет, жестко спать — как всё верно. Всему своё время, своё место. Нельзя терпеть несправедливость — иначе она превратится в мучение.