ВНЕЗАПНАЯ СЧАСТЬЕ

НЕЖДАННАЯ РАДОСТЬ

На кафедре в университете никто и представить не мог, что у Ларисы Петровны муж — запойный алкоголик. Это была её горькая тайна и крест, который она несла молча.

Лариса Петровна — уважаемый доцент, заведующая кафедрой. Коллеги ценили её как профессионала, а студенты — как строгого, но справедливого преподавателя. Все считали её женщиной, у которой в жизни всё сложилось. Ну а как иначе? Муж частенько встречал её у входа в университет, чтобы вместе, под ручку, отправиться домой.

— Лариса Петровна, да вы просто счастливица! — вздыхали молодые преподавательницы. — Муж у вас — сама галантность: статный, внимательный, с прекрасными манерами…

— Ох, девочки, не завидуйте, — отмахивалась Лариса Петровна.

Только она знала, что творится за закрытыми дверями их квартиры. Сергей (так звали её супруга) мог напиться до состояния «зелёного змия». Возвращался — вернее, доползал — грязный, с помутнённым взглядом. Попасть ключом в замочную скважину было для него непосильной задачей, так что он звонил, валился на пороге и засыпал мёртвым сном. Лариса открывала дверь, втаскивала его внутрь с привычными причитаниями («горе ты моё репчатое», «когда же ты уже угомонишься» и т. д.), накрывала потрёпанным пледом (чтобы не замёрз) и возвращалась к своим научным трудам. Сначала к кандидатской, потом — к докторской. А ещё она ставила рядом с ним литровую кружку воды, иначе среди ночи раздавалось рёвучее:

— Лариска! Пи-и-ить!

Утром Лариса, собравшись на работу, привычно переступала через тело в коридоре, закрывала дверь и отправлялась сеять разумное, доброе, вечное. Так могло продолжаться неделю, месяц… А потом Сергей вдруг появлялся у университета — выбритый, в свежей рубашке, с цветами.

— Как день прошёл, Ларочка? — участливо спрашивал он, целуя её в щёку.

— Нормально, Сережа. Пошли домой, — вздыхала Лариса.

Коллеги провожали их восхищёнными взглядами. «Вот это пара!» — думали они.

Но стоило дверь квартиры закрыться, как Лариса замолкала. Это была её месть. Она знала: молчание — страшное оружие. Сергей терпеть не мог этой давящей тишины, но со временем научился с ней жить. Проводив жену, он тут же исчезал «по делам». Запои не прекращались.

…В браке они прожили 28 лет. Любовь, когда-то казавшаяся вечной, со временем рассыпалась, как пух от одуванчика — поймать её уже было невозможно.

Сначала у них долго не получалось завести детей. Лариса переживала, считала себя неполноценной. Но потом родился сын — Андрюша. Он стал её смыслом жизни.

Денег катастрофически не хватало. Сергей все заботы свалил на жену, а сам лишь прятал бутылки в укромных уголках. Однажды Лариса нашла одну такую «заначку» на балконе.

— Сережа, это чьё? — спросила она.

— Угадай, — усмехнулся муж.

Последовал скандал. Потом ещё один. Слёзы, уговоры, угрозы — всё по накатанной.

…Годы шли. Сергей то находил работу, то терял её из-за пьянства. Лариса уже не питала иллюзий, но разводиться не собиралась. Она помнила слова своей мамы:

— Первый муж — от Бога, второй — от лукавого. Пусть и не подарок, но лучше уж такой, чем никакого.

Она упорно двигалась по карьерной лестнице — рассчитывать можно было только на себя. Лариса привыкла к этому спектаклю под названием «Муж и его запои». Жалость — вот всё, что осталось.

Единственной радостью был Андрей. Он вырос видным парнем, но с женщинами ему не везло — менял их, как перчатки. Одна девушка, Наташа, продержалась аж пять лет. Лариса уже считала её невесткой, представляла родственникам как жену сына, намекала на внуков.

— Я давно готова, — пожимала плечами Наташа. — Но Андрей что-то медлит…

А потом Наташа исчезла. Вернувшись с работы, Лариса не нашла её вещей.

Вечером Андрей представил родителям Катю — девушку лет восемнадцати.

— Она будет жить у нас. Мы любим друг друга, — заявил он.

— Где Наташа?! — возмутилась Лариса. — Я не позволю вам тут жить! Верни её!

Андрей с Катей ушли, хлопнув дверью.

«И в кого он такой? — злилась Лариса. — Ладно хоть не пьёт, как отец».

Через месяц Андрей вернулся один — без Кати, без Наташи, вообще без кого-либо. Лариса обрадовалась, но тут же спросила:

— А где твоя последняя пассия?

— Сказала: «Не для такого козла в огороде яблоко росло!» — засмеялся Андрей. — А насчёт Наташи… Мам, у неё двое детей. Не знала? Я тоже. Куда она ездила каждые каникулы? Говорила: «К маме помочь». Ага, как же — к детям в деревню! Её бывший муж мне всё рассказал. Сам их растит. Ждёт, когда она одумается. Представляешь? Пять лет молчала!

— Успокойся, сынок. Наташа, видно, очень тебя любила. Сердцу не прикажешь… Жалко только детей. Им нужны оба родителя, — вздохнула Лариса.

— Да ладно, мам, она всё та же хорошая девочка, — язвительно добавил Андрей.

…Прошёл год. Сергей отправился в мир иной — цирроз печени. Перед смертью рыдал, просил прощения у жены и сына.

На кладбище Лариса сказала Андрею:

— Сынок, он забрал у меня столько сил… Но знаешь что? Я бы всё отдала, чтобы он сейчас поднялся из этой могилы. Вот ведь какая штука — любовь…

Она расплакалась, положила на свежий холм цветы. Андрей взял мать под руку, и они молча пошли домой.

На кафедре Ларису искренне жалели. Впервые за все годы она призналась:

— Осталась одна. Сын с его бесконечными романами… Хоть бы внука подарил — легче бы было.

…Прошёл ещё год. Лариса вышла на пенсию. Теперь ей некому было встречать у университета.

В новогоднюю ночь она сидела одна — ёлка наряжена, на столе оливье, мандарины, шампанское. «Авось, Андрюша заглянет… — думала она. — Опять у него новая любовь… Когда же он остепенится?»

Вдруг — звонок. Лариса взЛариса открыла дверь — и замерла: на пороге стояла Наташа с крошечной девочкой на руках, а в её глазах светилась та самая нечаянная радость.

Rate article
ВНЕЗАПНАЯ СЧАСТЬЕ