Взглянув со стороны, семья Юлии и Антона казалась образцовой — тихой, дружной, безмятежной. Антон пил лишь по праздникам и то чуть-чуть, не курил, за одиннадцать лет ни разу не поднял руку на жену.
Был, правда, один случай, но Юлия винила лишь себя и иногда рассказывала подруге:
— Как-то давно мы поссорились с Антоном, я разозлилась и бросилась на него с кулаками. Ну представь: хрупкая женщина против здорового мужика. О чём я думала? Он просто прижал мне руки и усадил на диван. Другой бы, наверное, дал сдачи, проучил. Тогда я и поняла, что не права — с тех пор больше никогда не позволяла себе такого.
— Ну ты даёшь, Юль! Да твой Антон одной левой мог бы так двинуть, что мало не показалось, — качала головой Рита. — Разве женщина может одолеть мужчину?
У Юлии и Антона это были вторые браки. От первого мужа она ушла как раз из-за его пьянок и скандалов. Он приходил поздно, будил дочку, орал — терпеть это Юля не стала, подала на развод и вернулась к родителям.
— Правильно сделала, дочка, — поддерживала мать. — Ничего хорошего за пять лет с ним не видела. Ничего, Алинку вырастим, а ты ещё своё счастье найдёшь. Ты у меня девушка видная, сама знаешь…
Когда Алинке исполнилось двенадцать, Юлия вышла за Антона. Познакомились они на дне рождения мужа Риты. Торжество было в кафе, и там он подошёл к ней:
— Вижу, вам скучно, — улыбнулся белозубой улыбкой. — Приглашаю на танец.
Он был высоким — Юля едва доставала ему до плеча, — симпатичным и спокойным. По крайней мере, так казалось сначала.
— Нет, не скучаю, — ответила она. — Но потанцую с удовольствием.
Так и начались их отношения. Рита радовалась: наконец-то подруга не одна. К тому времени Юля с дочкой жили в трёхкомнатной квартире, доставшейся от бабушки. Старушка болела, и родители забрали её к себе.
Квартира была небольшой, с тесными комнатами, в старой пятиэтажке. Но Юля радовалась, что у них с дочкой своё жильё. Вскоре Антон переехал к ней — сам он жил с матерью.
С первым браком у него тоже не сложилось. После свадьбы жили с его матерью, но жена Вера и свекровь не ужились. Не уступали друг другу, дело доходило чуть ли не до драки.
— Антоша, где ты нашёл эту скандалистку? — каждый день встречала сына мать. — С ней под одной крышей невыносимо!
— Антон, — требовала Вера, — не могу жить с твоей матерью, снимаем квартиру. Иначе не ручаюсь за себя.
Она и правда была вспыльчивой, к тому же ждала ребёнка. Пришлось съехать. Родился сын, Антон старался помогать, но Вера вечно была недовольна.
— Денег нет, сыну вещи нужны. Сходи в магазин, я не успела. Погуляй с ним, я устала.
Он выполнял просьбы, но мать звонила и жаловалась, что его жена не пускает к внуку.
— Антоша, как так? Не могу внука увидеть!
— Мам, в выходные привезу.
Вера собирала сына и отправляла к свекрови, а сама шла к подругам, возвращалась поздно, да ещё и выпивши. Антону это не нравилось, но стоило ему заикнуться, как она тут же обвиняла его мать. Потом и вовсе стала пропадать по выходным, а однажды не пришла ночевать. Утром Антону надо было на работу — пришлось отвести сына к матери.
Когда мальчику исполнилось четыре, Вера заявила:
— Ухожу. Ты — маменькин сынок, а мне нужен настоящий мужик. Я такого уже нашла.
Антон вернулся к матери. Надо сказать, она и сама была не подарок — ни одна женщина её сыну не казалась достойной.
Первое время с Юлей они жили хорошо. Единственное, что омрачало — свекровь. Ей не нравилось, что он женился на женщине с ребёнком. Хотя Алинка была тихой девочкой и даже называла её бабушкой.
— Какая я тебе бабушка? Твоя бабушка — у матери, а я тебе чужая, — холодно ответила старуха.
Девочка обиделась, больше так не называла. Юлю передёрнуло от таких слов, но она промолчала — ведь свекровь была права.
Прошли годы. Алина окончила школу, уехала в институт. Общих детей у Юлии и Антона не было — хоть она и родила бы, если бы забеременела, но не сложилось. Со свекровью тёплых отношений так и не возникло, хоть Юля и старалась не замечать её колкостей.
Но чем дольше они жили, тем больше Юлия замечала перемены в муже. У Антона была одна хорошая черта — он отлично готовил, если было настроение. Но в последнее время это настроение пропало.
— Рита, не пойму, что с ним, — жаловалась подруге Юля. — Всё чаще ходит мрачный. Вроде причин нет, но любое моё слово — будто не так. Стал выискивать поводы испортить мне день. То ли он всегда таким был, то ли с возрастом проявилось.
— Не знаю, Юль, — удивилась Рита. — Я ведь думала, у вас идеал. Поистине — чужая душа потёмки.
— Он придирается к каждой мелочи. Будто специально хочет меня вывести. Злится, срывается. Хорошо хоть Алины дома нет… Может, к психологу сходить?
— Юль, а почему ты с работы уволилась? — спросила Рита. — Анька с твоего бывшего места рассказала.
— Уволилась. Потому что Антон скандалил, если кто-то с работы писал. Говорил, что я «на стороне развлекаюсь».
Так и было. Сначала он ворчал:
— Ты слишком много общаешься с коллегами и подругами. Семья должна быть на первом месте.
Юля устала от подозрений — уволилась, перестала видеться с подругами. Антон успокоился, но потом нашёл новую причину для упрёков.
— Ты слишком много тратишь. То маникюр, то платье. Деньги должны идти на семью.
— Хорошо, — согласилась она. — Больше ни копейки не потрачу. Ты сам будешь за продуктами ходить. Составлю список — что не нужно, не бери.
Вроде бы утихомирился, но вскоре снова начал. Хоть она и с работы ушла, и по магазинам не ходила, и с подругами не встречалась. Разве что на фитнес записалась, но и тут Антон возмутился:
— Ходишь, чтобы на других мужиков глазеть? Заканчивай.
Пришлось бросить.
Юля задумалась: почему муж стал таким мелочным? РешилаОна тихо вздохнула, глядя в окно, и поняла, что единственный способ спасти мужа — помочь ему разорвать токсичную связь с матерью, даже если для этого придётся сначала разорвать их брак.