Вот ведь как бывает в жизни, — размышляла про себя Анфиса, — живут люди душа в душу годами, а потом — бац! — и разошлись, как в море корабли. Странное дело. Много у меня таких знакомых, да и я сама не исключение. Правда, с моим деспотом недолго продержалась, но грехи молодости есть у каждого.
Анфиса недавно вышла на пенсию, живет одна. Дочка давно замужем, обосновалась в городе. Уехала из села после школы, поступила в техникум, там и мужа нашла. Теперь только наездами — то работа, то дела, времени в обрез. Внучка школу посещает.
Ещё когда Анфиса трудилась в конторе, подруги ей говорили:
— Ну что ты всё одна да одна? Мужиков вокруг — пруд пруди. И вдовцы есть, и холостяки, кому семейная жизнь не задалась. Посмотри объявления — в газетах, журналах, в интернете сейчас их видимо-невидимо.
— Да как же я сама-то звонить буду? Неудобно… — отнекивалась Анфиса. — Да и если разведённый, значит, что-то с ним не то. От хороших мужей жёны не бегут, а где же тогда хорошие-то? Вон все при жёнах сидят. Нет, не верю я таким.
— Анфис, никто же свадьбу сразу не требует! Поболтаешь, не понравится — и ладно. Что тут страшного? — особенно настаивала Галина, которая сама через объявление мужа нашла, теперь живёт припеваючи и всем советы раздаёт.
### Первая проба
Всё же решилась Анфиса на знакомство по объявлению. Первый раз было жутковато набирать номер, но потом осенило:
— Да чего тут бояться? Говорим по телефону, друг друга не видим. Не понравится — трубку бросишь.
Позвонила несколько раз. Мужчины попадались разные: кто грубый, кто скучный. Уже по первому разговору ясно было, с кем дальше нечего связываться. И мысли её потихоньку изменились:
— А может, и не всегда мужчина виноват? Бывает, женщина сама сварливая. Кто разберёт — чужая душа потёмки.
Так и знакомилась понемногу, но никого не зацепило. С разведёнными старалась не связываться — всё равно не верила. Но судьба подкинула именно такого. Поговорили по телефону — и сразу запал в душу Семён. Общались подолгу.
Он жил в соседнем селе, держал хозяйство — дом, огород. Потому и предложил первым:
— Приезжай, Анфиса. Уж больно мы с тобой сдружились. Если б не нравилась, давно бы разговор завял. Встречу тебя у автобуса, договорились?
— Ладно, — согласилась она.
Семён ей понравился: мягкий в речи, о бывшей жене дурного не говорил. Разошлись, когда дети выросли и на ноги встали — значит, причины серьёзные.
Но насторожило одно:
— Семён, а дети к тебе приезжают?
— Нет, — ответил он сухо. — Они на стороне матери. Даже звонков нет, не то что визитов.
— Как же так? — подумала Анфиса. — Дети — они навсегда. Если уж и с женой не сложилось, то отца-то за что отвергать? Раз не общаются — значит, причина веская.
### В гостях
Волновалась, пока ехала в автобусе, но к подъезду села успокоилась. Выйдя на остановке, сразу увидела высокого, статного мужчину.
— Анфиса?
— Ага, — улыбнулась она.
— Ну вот, а я — Семён. Пойдём, моя ласточка ждёт, — кивнул он на чёрный внедорожник.
Понравилось ей, что он приехал заранее, с цветами. Дорога заняла минут десять. Дом — большой, крепкий, с резными ставнями. Во дворе — чистота, всё прибрано.
— Видно, хозяйка тут порядок любила, — подметила Анфиса про себя.
В доме — тоже аккуратно. Стол накрыт, чайник на плите шипит.
— Садись, гостем будешь, — предложил Семён.
— Помочь что-нибудь?
— Не надо, сам справлюсь.
Достал из буфета чашки, нарезал румяный пирог, разлил душистый чай. Угощал с размахом.
— Вина не хочешь?
— Нет, спасибо.
— И правильно. Я сам редко — только по праздникам.
Беседовали о разном. Анфиса похвалила дом:
— Ой, какой у тебя крепкий дом, Семён! Видно, хозяин здесь не лыком шит.
— А как же! Дом — он живой. То крышу подлатать, то краску обновить. Запустишь — и развалится.
### Испытание
Выпили чаю, и вдруг Семён заявил:
— Ну а теперь, Анфиса, экзамен тебе устрою.
— Какой ещё экзамен?
— Да вот: убери со стола, помой посуду, полы протри. Потом в сарай сходим — проверим, как корову доишь.
Анфиса опешила. Даже если б он вежливо попросил, она бы и сама убрала. Но так, с приказом…
Вымыла чашки, вытерла стол. Семён стоял рядом, будто смотритель.
— Полы я тебе мыть не стану. И что ты тут как надзиратель стоишь? Могла бы и сама убрать, но твой тон мне не по нраву. Не девчонка я, чтоб меня экзаменовать!
Он попробовал свести к шутке, но ей уже было не до смеха. Тогда Семён напрямую выложил:
— Ладно, будем честны. Женщина, которая ко мне переедет, должна с собой хозяйство привести. Чтобы всё пополам было. Ты тоже корову, кур да овец забирай — я на машине перевезу.
Анфиса расхохоталась:
— Ой, да ты жулик, Семён! Я ещё и «агу» не сказала, а ты уж расписал, как моё добро к себе тащить. Думаешь, раз я в гости пришла, значит, мечтаю к тебе под бок переехать? Нет уж, дорогой. И дом твой мне не нужен, и корова твоя молочная, и ты сам — тем более. Хочешь, чтобы на тебя пахали, а ты начальствовал? Не выйдет!
Схватила сумку и к двери.
— Не провожай, сама найду дорогу.
На остановке местная бабка ей шепнула:
— К этому Сёмке бабы то и дело ездят. Уберут, приготовят, а ему всё не так. И жену свою замучил — та с одним чемоданом ушла. Даже цветы ей не позволил взять. Судилась потом — не знаю, выиграла ли…
Теперь Анфиса поняла твёрдо: от хорошего мужа жёны не уходят…