Я, Пётр Иванович, помню, как в нашем селе с юных лет была известна Катерина, самая заметная женщина в деревне. Трудилась она всю жизнь без передышки пахала под солнцем, таскала тяжести, недоспала изза огромной семьи, скота и огорода. И всё же её лицо не теряло свежести и красоты даже в преклонном возрасте. После стольких лет деревенской суеты она не утратила статуса…
В детстве Катерина привлекала внимание соседних посёлков своей округлой фигурой, густой кудрявой шевелюрой, яркозелёными слегка раскосыми глазами и естественно полными губами. За ней ухаживало немало юношей, даже смельчаки из соседних деревень пытались завоевать её сердце. Родители, довольно зажиточные селяне, не спешили выдавать единственную дочь замуж, отправили её в город учиться на учительницу, а каждое лето Катерина приезжала к отцу в деревню, будто бы выбирала местного жениха.
Однажды, прогуливаясь по улице в нарядном платье, она заметила парня, который, будто бы случайно, шёл той же дорогой. Он, только что натянув штаны без дырок и отряхнув сажа с лица, нагло улыбнулся, подмигнул и, будто бы не желая уступить путь, стал к ней обращаться:
Катерина, сегодня в клубе танцы, я тебя домой проведу! Будешь довольна…
Девушка молча качнула головой, обошла «жениха» стороной и пошла домой, где вместе с матерью обсуждала очередного задирника.
Сегодня сын Селивановых снова просится ко мне, такой балбес! А вчера приехал умник из района в отцовском «ГАЗе», от магазина до дома за мной шел, хвастался, что дружит с председателем, мол, скоро и у него работать будет…
Дочь, нет ли тебе когонибудь по вкусу? Учёбу закончишь, и придется выбирать…
Все они пустые, нахальные, аж тошно! Улыбки в глазах, строят себя героями, будто я должна упасть от их смелости…
Серёжа, немного старший её, даже не посмел смотреть ей в глаза, лишь тайком наблюдал, как она проходит мимо скромных ворот их дома, вздыхая. Сначала он не решался думать о любви, но однажды весна, птицы, цветы и Катерина шла, светилась, словно с небес сошла.
Парню будто крышу снесло: он решил любой ценой завоевать её расположение, пошёл к матери за советом, как не быть посмеянным и не послать в отставку. Мать, глядя на сына, вздохнула и покачала головой.
Сынок, взгляни в зеркало, загляни в карман ты хороший, добрый мужичок, но королевичем из сказки не являешься. Даже если бы был красавцем, она бы не позарилась на тебя, бедняка. Видела бы ты, какие женихи её окружают…
Я о своих достоинствах и так знаю. А ты, молода и красива, какого бы парня выбрала?
Мне особо не спрашивали, выдали меня за папку твоего. Жили хорошо, Бог дал согласие… Если бы спросили, я бы, будучи дочерью председателя, выбрала того, кто даром ценный подарок принесёт, приятный. Не такой, что стоит на базаре три коровы, а для сердца сладкий, чего нет ни в сельпо, ни за любые деньги…
Что за подарок, маман?
А шутка, Серёжа! Думай сам… Где моё ведро? Я уже с тобой всё болтаю, а корова уже в стойле орёт…
Серёжа задумался, вспомнив недавний тайный разговор матери с бабушкой.
Дочка, подойди, покажу. Соседка из города привезла два куска мыла по «большому блату», у них теперь всё моют. Смотри, какая красота… А запах…
Да… Вещица… Скажешь тоже, мам, как отрежете! Неужто всё моют? «Хозя́йственное»… Смотрика, они даже написали прямо на нём…
Говорю, как есть! И рыло, и бельё, и полы, если праздник. Рубашки, словно первый снег, простынки ослепляют своей белизной. Их так намывают, что лица ровные и белые. Вот держи, кусок от сердца отрываю. Пойдёшь в баню, попробуй.
Мать, долго размахивая кусочком, удивлённо нюхала запах был нежным, необычным. Затем завернула серый кусок в старую газету и убрала на полку, как великую ценность, поверив свекрови. Мечтала в ближайший банный день испробовать чудомыло, экономно его использовать, чтоб мыши не откусили.
Эх, жаль, в магазине такого не купишь…
Серёжа, наблюдая за мамой, понял: вот она вещь, что душу радует в продмагазине её не найдёшь, даже в большом городе дефицит, а если им умоешься, сразу помолодеешь и станешь красивее (по бабкиным словам). Это то, что подходит в подарок Катерине, ничего лучше не сыскать.
Сначала маме стыдно было, но понравился редкий кусок, и Серёжа нашёл способ достать такой ящик для неё, а главное поразить Катерину в самое сердце…
Многие в деревне возмущались: почему такая красавица выбрала Серёжу, столь невзрачного? Он был ниже её ростом, худой, лицо бесцветное, покрыто веснушками, как бы «корова чихнула». Плюс он был беден, как церковная мышь отец умер рано, мать одна растила трёх сыновей.
Люди болтали, завидовали семейной гармонии А после свадьбы история передавалась родным до преклонных лет.
Я смотрю, идёт Серёжа ко мне торжественно, думаю, чего ещё надо? Он никогда не смотрел в мою сторону, но, судя по моим «женихам», терялся. Всё равно он идёт уверенно, словно несёт знамя на Красную Площадь, улыбается, будто лицо у него сейчас расколется
Катерина растерялась не привыкла к такому: обычно парни льстятся, кричат непристойности, бегают с масляными глазами. А он, словно орден, достаёт изза пазухи кусок хозяйственного мыла и вручает её, как золотую корону, усыпанную изумрудами
Я подумала, шутка у него у нас мыло не редкость, но в его глазах сияло счастье, восхищение, и я поняла, он не шутит, самое дорогое принёс из дома Он даже так преподнёс, что я речи потеряла
Держи, Катюша, от самого сердца подарок! Он будет хранить твою красоту до глубокой старости, а если захочешь, достану тебе ещё ящик этого мыла!
Девушка, растерянно вертя в руках кусок с надписью «Хозяйственное», не знала, что ответить, смех её почти задушил, но вдруг задумалась: столько женихов крутилось вокруг, а ни один не смог подарить чтото от души, всё лишь пустяки, а её желания забывали. Взглянув на Серёжу, она увидела в нём доброту, весёлость и находчивость решила, что с таким жить будет нескучно, он будет заботиться, радовать и веселить её.
Не прогадала она. Жизнь в семье шла гладко: муж и жена жили, как могли, Сергей не лежал на перинах (в деревне в этом нет места), но где нужно, помогал, сидел с детьми, пока жена занималась делами, не стеснялся брать женскую работу на себя. Так они прожили в ладу и согласии многие годы.
Односельчане иногда дивились, как ей удаётся сохранять красоту, ловить взгляды мужчин, а потом смеялись добронамеренно, вспоминая историю.
Да она мылом хозяйственным умывается вот её секрет!


