Мои дети устроены хорошо, у меня есть заначка, буду оформлять пенсию.
Несколько месяцев назад мы хоронили моего соседа, Фёдора. Мы были знакомы больше десятка лет, всё это время жили рядом, не просто мельком встречались дружили семьями, дети росли у нас на глазах. У Фёдора и Галины было пятеро детей. Родители купили каждому дом, работали не покладая рук. Особенно трудился Фёдор, известный на весь город автомеханик. Очередь к нему была расписана на месяц вперёд, хозяин нового сервиса чуть ли не молился, чтобы Фёдор пришёл работать: стоило ему только услышать двигатель, сразу понимал, в чём поломка. Настоящий мастер своего дела.
Незадолго до смерти, после свадьбы младшей дочери, Фёдор часто катался на мопеде, отдыхал, да и походка стала степенной, как у пожилого человека. А ведь только весной ему исполнилось 59… Взял отпуск, жаловался, что начальник уговаривает выйти хотя бы через десять дней, чтобы не потерять клиентов, но Фёдор был твёрд не вернусь. Накануне ухода зашёл к директору, попросил отпустить спокойно и пообещал, что если совсем прижмёт, поможет по необходимости.
Почему-то жене ничего не сказал. А утром, когда надо было ехать на сервис, просто потянулся, повернулся на другой бок и снова заснул. Галина вбежала из кухни, уже накрывала завтрак, развела руками:
Ты ещё спишь? Кому я завтрак готовила? Остынет!
Съем холодным, никуда не пойду…
Как не пойдёшь? Тебя ждут, на тебя рассчитывают!
Не идут, вчера уволился…
Да перестань, хватит шутить! Вставай!
Галина весело стянула с него одеяло, но Фёдор даже не думал вставать, свернулся калачиком, снова закрыл глаза:
Я устал, Галечка, отжил своё… Как мотор после третьей переборки… Дети устроены хорошо, у меня рубль на чёрный день, буду оформлять пенсию…
Какую пенсию? Детям нужно помогать, ремонт делать, мебель обновлять, Алексею машину купить на кого они надеяться будут?
Попробуют сами, мы с тобой сделали всё, что могли разве мы не помогали?
Галина забежала ко мне целиком растерянная, пересказала утренний разговор. Просила совета, а я поделилась: перемены у Фёдора на глазах.
Не дави, пусть отдохнёт по-настоящему, не мальчик уже целыми днями под машинами, гайки крутит… Недавно в сумерках не узнала его идёт, согнулся, еле ноги волочит, подошёл ближе и удивилась: это твой Фёдор так устало тащится… И сам мне говорил: Устал…
Но Галина отмахнулась:
Он себя просто жалеет, всё это усталость! Сейчас всех детей позову, пусть скажут, сколько работы ещё впереди!
Галя, подумай, сколько лет старшему? Сорок пять, если не ошибаюсь? Скоро сам дедушкой станет, а ты всё хочешь ему помогать. Пусть теперь дети помогут вам, возраст уже на пороге.
Галина обиделась ушла.
Через неделю у Фёдора и Галины собрались все дети. Большой стол, шумно, но чувствовалось напряжение все понимали, что собрались не просто так.
Галина начала семейный совет:
Папа решил оформлять пенсию, как считаете, обсуждать надо. Потом помочь не сможем, придётся самим затягивать пояса
Фёдор вмешался:
Не напрягайтесь, смотрите, сколько у нас детей пятеро, все работают, не можете прокормить нас двоих? Мы с Галей подняли пятерых, не только кормили, но и учились, дома покупали, никто не беден. Я не в упрёк вспоминаю, как жили. Родители должны помогать детям, так быть должно. Но теперь помощь нужна и нам мне трудно работать, боюсь на лифте станции вдруг не выдержу…
Дети немного помолчали, потом заговорил старший, Антон. И начал не с заботы о здоровье родителей, а с длинного перечня своих дел и проблем. Итог вышел таков:
Извините, но сейчас помочь не можем денег мало, может потом
Остальные отвечали в том же ключе кому новая квартира нужна, кому машина, каждый хотел, чтобы родители, как прежде, вложили часть своих сбережений. Никто не думал, насколько тяжело самим родителям давались такие вклады.
В конце Фёдор встал и тихо сказал:
Ладно, если никто не поддержит, буду работать, сколько смогу…
На следующее утро Галина опять пришла ко мне словно напоминая о нашем недавнем разговоре:
Ну вот, дети поговорили ушли по своим делам, а отец опять на работу, хоть бы кто поддержал… Устал, устал! Я вот тоже устала и что теперь?
…Фёдор проработал на станции три дня. Из мастерской его увезла скорая. Ничего не смогли поделать с его усталым сердцем, и дети снова собрались уже на похороны и поминки. Конечно, мы тоже были там, слушали рассказы, как отец был хорошим человеком и для них, и для внуков. Так и хотелось спросить: А почему не сберегли его, ведь просил защиты?
Вот такая печальная история произошла с нашей Галиной. Теперь она живёт одна, экономит на всём у детей своих проблем хватает…


