Я пенсионер продаю баранки на углу, пока однажды меня не попытались обмануть.
Стою я, как обычно, у своей тележки с баранками на пересечении улиц, где меня каждый день можно найти. Подходят двое мужчин одеты с иголочки: костюмы, галстуки, в руках кожаный портфель. Сразу видно начальственные, но глаза у них хитрые, недобрые.
Доброе утро, уважаемая, говорит один, улыбаясь как заправский коммивояжер, что втюхает все что угодно, а потом еще и пожелает хорошего дня. Это вы хозяйка этого киоска?
Я, сынок. Вам по баранке положить? Теплые, только из печки.
Нет, не за этим мы пришли. Ваш киоск стоит в зоне высокой коммерческой активности, нужно «урегулировать документы».
Тут мне сразу ясно стало, что дело нечисто. Но виду не подал, решил прикинуться простаком.
Ай, милый, «урегулировать»! Я уж еле-еле своё давление регулирую диабет, давление, холестерин зашкаливает! А у вас холестерин бывает? А я вот принимаю таблетки хотите расскажу, какие
Бабушка, надо только расписаться… перебивает меня.
Не хорошо, милый, перебивать старших. Так вот про таблетки: вспухла я вся от них, как надувной шарик на ярмарке. А дочка моя, бедная, разводится Муж так же пропадает, как и мой первый покойный, царствие ему небесное да, он и при жизни был не подарок
Вижу, второй уже нервничает, достал какие-то бумаги.
Речь идет о штрафе в 100 000 рублей и…
Сто тысяч?! Батюшки, сынок, я еле-еле на аренду собираю. Ты газовые счета видел? Про свет я вообще молчу. Внучок у меня, младшенький, мечтает ветеринаром стать, ещё в школе так всё твердит: «Бабушка, не включай бойлер часто!», а мне как без горячей воды? Кости болят
Слушайте, пожалуйста
Нет, это вы меня послушайте. Каково это баранки продавать в шестьдесят восемь лет? Моя пенсия даже на лекарства не хватает. Артрит: колени, руки, шея все крутит. Ночью заснуть не могу, а днем на ногах стою дождь, снег, мороз, жара Если не выйду голодать буду. А теперь мне еще сто тысяч платить? Лучше прям тут падаю и вам хлопот добавлю.
Смотрю, переглянулись, пот течёт по лбу.
Может можно в рассрочку мямлит один.
Рассрочка? У меня все кругом в рассрочку и банк, и аптека, и магазин, даже соседке за зуб должна. Один зуб три тысячи рублей, и это в государственной клинике!
Один уже бумаги обратно убирает.
А я еще не всё сказала. Сестра у меня на гемодиализе. Знаете, что это? Три раза в неделю по четыре часа «на аппарате». Это же мучение. Страховка не всё покрывает. Всей семьёй помогаем, я от баранок по тысяче рублей в месяц отдаю. А тут штраф? За что? Все документы имеются. Разрешение от городской администрации, налоги плачу мало, потому что мало зарабатываю. Даже полис медстрахования показать могу. Хотите?
Достаю кошелек, а в нем одни бумажки.
Вот, смотрите! Разрешение действительно, подписи, печати. А вы из какого отдела, кстати?
Те потихоньку пятиться стали.
А мы вроде не говорили лепечут.
Странно очень. Я хоть и пенсионер, но не дурак. Прежде чем баранками заняться, я тридцать пять лет в муниципалитете работал как раз по части разрешений. Прекрасно знаю, кто и что должен проверять. А настоящий инспектор не ходит в дешёвом костюме и наличкой денег не берёт без чека.
А ещё скажу тут на углу камера стоит, а мой зять полицейский, сам место помог оформить, чтобы спокойно тут стояло. Позвать его? До отделения три шага.
Они чуть ли не бегом от меня.
Простите, бабушка, ошибка вышла
Возьмите баранок с собой! кричу им вслед. Покажу, что обиды не держу!
Постоянная покупательница, Клавдия, со смехом чуть не плакала:
Полчаса ты их мариновал!
Да половину я наврал. Нет у меня ни диабета, ни разводов, ни сестры на диализе. Но пусть эти жулики думают, что раз старый и бедный значит и глупый.
А зять-полицейский?
Это правда. И камера тоже. Документы особенно. Потому что бедный не значит тупой. Я баранки продаю не потому что считать не умею, а потому что пенсии курам на смех.
Разложил свежие баранки, добавил побольше сахару и дальше работать пошёл.
А ты сам как считаешь, бедность делает человека слабым, или жизненный опыт и хитрость важнее любого диплома?


