Коснуться взглядом и ощутить счастье
Уже девятнадцать лет Марфа живёт в своей деревушке с матерью Надеждой и бабушкой Фаиной, и всё ещё надеется, что когданибудь её ждёт Глеб, которого она любит с детства. Улыбаясь воспоминаниям о соседском мальчише, старше её на пять лет, она думает:
Было бы здорово, если бы Глеб вдруг приехал в эту деревню. Но, к сожалению, его бабушка умерла три года назад, хотя я ухаживала за ней
После девятого класса Марфа поступает в районный медицинский колледж, заканчивает его и сейчас работает в местном пункте санитарного врача фельдшером. Часто она задаёт себе вопрос:
Что такое женское счастье? И вообще, оно существует? Мы живём втроём в полностью женской семье, и я не знаю, что счастье значит для мамы. Помоему, и она не знает, что такое счастье. Ведь она часто рассказывает, как её отец, которого я даже в глаза не видела, узнав, что она беременна, сразу ушёл кудато. Или моя бабушка Фаина, доброжелательная, воспитывала двух дочерей одна, потому что рано овдовела.
Марфа лечит односельчан, хотя ещё совсем молодая, но умеет ловко ставить уколы, измерять давление, вежлива и добра к больным, а те её уважают, потому что она их земляк. С детства она мечтала стать медиком, лечила в игре всех подряд: кошек, собак, подружкам мазала коленки зеленкой, и сама умеет обработать мелкие раны и царапины.
Сейчас она возвращается из пунктa, задумчивая, и вновь вспоминает Глеба.
И почему я всё время думаю о нём, упрекает себя Марфа, может, он уже женат, может, у него уже куча детей, и он никогда не узнает, что я люблю его с тринадцати лет.
Последний раз он приезжал на похороны своей бабушки, но они почти не разговаривали. Он был со своей мамой, которая тоже выглядела нездорово, опираясь на руку сына.
Зима уже во всю свою силу, Новый год прошёл, февраль подходит к концу. Мать Марфы работает почтальоном, а бабушка всё дома, печёт ароматные пирожки, лепит пельмени и вареники.
Подъезжая к своему дому, Марфа бросает привычный взгляд на соседский дом, ключ от которого ей давно передала бабушка Фаина, когда та укладывала старую соседку в покой. Иногда после сильных метелей Марфа даже расчёсывает путь к дому, надеясь, что приедет Глеб, но
Привет, бабуль, а мама где? Должна уже быть дома, спрашивает внучка.
Пришла, но пошла навещать Марию, подругу, она приболела. Скоро придёт, мед унесу ей. А ты садись за стол, накормлю. Надеюсь, ты согреешься с нами, ласково говорит бабушка Фаина.
Да, бабуль, проголодалась, ещё и мороз сегодня, весна уже близко, а зима валит, не хочет уходить, смеётся Марфа, но всё равно придёт весна и прогонит холод, быстро соберёт чемоданы и улетит в тёплые края, я люблю весну.
Марфа уходит в свою крошечную комнатку, ложится на кровать и вновь вспоминает Глеба. Однажды он помогал своему деду Семёну ремонтировать крышу, тогда ему было семнадцать, приехал на летние каникулы. Случайно повернулся, чуть не упал с крыши, дед успел схватить его за руку, но ногу поранил торчащим гвоздем. Марфа видит всё из двора, быстро берёт бинт и зеленку, мчится к соседскому дому, где Глейб сидит, зажав ногу, а бабушка хлопает его по спине, охая.
Больно, Глейб? Сейчас обработаю и перевяжу рану, требует она, а он смотрит на неё удивлённо.
Ты меня спасла, морщит лоб.
Не так уж и плохо, отвечает бабушка, она с детства всех лечит, как настоящий медик.
Марфа осматривает рану, делает вывод:
Ничего страшного, рана неглубокая, сейчас поправлю, и, обрабатывая, постоянно спрашивает: Тебе не больно?
В её голубых глазах столько сочувствия, что она почти готова расплакаться от жалости. Глейб, увидев эти глаза, улыбается.
Не переживай, совсем не больно, отвечает он, терпеливо ждёт, пока она перевяжет ногу, с тех пор он запомнил её красивые голубые глаза, тогда Марфе было около двенадцати.
Когда Глейб возвращается из армии, увидев мать, он пугается она бледна, губы пересохшие. Он не может скрыть слёз, сидя рядом. Мать плачет от радости, что дождалась сына, и теперь ей ничего не страшно.
Слава Богу, сыночек, ты вернулся, теперь могу спокойно умереть, говорит она.
Мам, хватит этих разговоров, я обещаю помогать тебе во всем, отвечает Глейб.
Он действительно хороший сын: помогает маме, делает уколы, массирует ноги, потому что у её сердца слабость. Устроился на работу, мечтая поставить мать на ноги, и у него это получается. Через время мать оживляется, занимается делами дома, и всё чаще вспоминает родительский дом в деревне.
Эх, сынок, как бы здорово было жить в деревне, не спускаться с четвёртого этажа, просто поставить стул на крыльце и наслаждаться чистым воздухом, завести курочек
Глейб решает поехать в деревню и собирается в субботу. Он знает, что ехать зимой в давно заброшенный дом глупо, но обещает матери, что в выходной съездит и разведёт обстановку. У матери блестят глаза, она радуется. Он решает не откладывать и отправляется в субботу. Хотя сомневается, что мечта матери реальна, он всё равно едет.
Выйдя из автобуса, он удивляется: широкая тракторная дорога ведёт прямо к дому бабушки. Вот и дом, у которого каждый год был гость, и откуда не хотелось уезжать.
Наверное, придётся пробираться поколено в снегу, думает он, но тут же видит, что узкая дорожка уже расчистилась до калитки, дальше до крыльца, а на крыльце стоит старенький веник.
Интересно, кто здесь чистит путь, а может ктото уже заселился, размышляет он.
Окна закрыты лёгкими занавесками, он помнит, бабушка сама их сшила на швейной машинке. Она любила смотреть в окно и никогда их не зашторивала. Глейб поднимается на крыльцо, достаёт ключ из кармана, открывает замок. И тут слышит за спиной знакомый девичий голос:
Привет, тебя здесь давно не было, а я тебя поджидала, чувствовала, что когданибудь приедешь.
Глейб вздрогивает, чуть не падает с крыльца. Перед ним стоит красивая стройная девушка в дубленке и пушистой белой шапке, голубые глаза сверкают. На щеках играет румянец, она улыбается.
Неужели ты меня не помнишь? Я внучка бабы Фаины ну, вспомни.
Он вспоминает девочку, которая лечила ему ногу, но имя забывает.
Я Марфа, а ты совсем меня не помнишь?
Марфа, конечно, Марфа, восклицает Глейб, улыбаясь. Да, я помню, ты тогда лечила мою ногу Ты была ещё маленькой, косички до плеч, светлые, торчащие в стороны.
Ты помнишь меня?
На лице девушки играет счастливая улыбка, а Глейб не может отвести взгляд, тоже улыбается.
Я иногда убирала снег, всё поджидала тебя, тараторит Марфа, хочу тебе многое рассказать. Пойдём к нам, попью тебя чаем, мама и бабушка будут рады. Потом вместе зайдём в дом, успеешь ещё.
Глейб сидит в доме Марфы, пьёт чай с вишнёвым вареньем, внимательно слушает её. Бабушка с матерью уходят в комнату после радостной встречи.
Твоя бабушка в последнее время сильно болела, и я не хотела вас расстраивать, говорит Марфа, я приходила ухаживать, кормила её. Я с детства хотела стать медиком, а сейчас, кстати, работаю фельдшером здесь.
Я прекрасно помню, как ты лечила мне ногу, смеётся Глейб, и так серьёзно. Шрам даже не осталось.
Ой, да не переживай, отмахивается она, я просто сильно за тебя переживала, я же с детства в тебя влюблена она краснеет и закрывает рот, не ожидая, что скажет.
Глейб удивлён.
Да, ты была высокой девчушкой, но я уважал тебя, когда увидел, как серьёзно ты меня лечила, говорит он, понимая, что она призналась в чувствах.
Марфа берёт ключ от дома бабушки и протягивает его.
Вот, бабушка отдала его мне, когда уже слегла, и ключ остался у меня. Она всё говорила, что ты всё равно приедешь, может, даже останешься здесь, она снова краснеет, опустив глаза.
Пусть ключ будет у тебя, говорит Глейб. А сейчас пойдем в дом.
Они входят. Глейб поражён чистотой и порядком: будто бабушка только что вышла, а он благодарен за всё, что делает Марфа.
Марфа, мне надо ехать домой, но я обещаю вернуться, привезу маму, ей нужен чистый свежий воздух, приведу дом в порядок, а ты меня жди. Я точно вернусь. Твои лучистые глаза не дадут мне уйти, улыбается он, её сердце прыгает от счастья.
Глейб понимает, что хочет возвращаться сюда, коснуться взглядом и ощутить счастье, и уже без этой девушки не представляет жизни.
Как здорово, что Марфа не вышла замуж, как здорово, что я приехал, думает он, когда Марфа провожает его к автобусу, ему хочется петь и смеяться.
Садясь в автобус, он произносит:
Моя бабушка была права, я вернусь сюда и никому тебя не отдам.
Марфа возвращается домой с улыбкой, теперь она знает, что такое женское счастье.


