«Как же я могу на вас такую ответственность возложить? Даже мой папа с Татьяной отказались брать его к себе… А у Сергея дом от деда, крепкая семья, веселая свадьба, хоть мама сначала против была. Теперь у нас свой особняк, дети — Иван и Марийка, но маме всё неймётся: “Маленькие дети — маленькие беды! Подрастут, дадут тебе жару!” — а я всегда верила в Сергея. Но вот Иван вырастает, поступает в престижный вуз за сто сорок три километра, и я не нахожу себе места. Перестаю опекать сына — и тут узнаю, что у Ивана появилась девушка Анна, а с ней годовалый мальчик Миша. Мать Ганны погибла в тюрьме, отец с новой женой не берут Мишу. Иван хочет жениться, чтобы не отдали братика в детдом. Муж говорит: “Ребёнок не чужой!” И мы решаем взять Мишу под опеку, дать молодым время для учёбы и жизни. А мама ворчит, а сама сильнее всех полюбила нашего Мишутку. Вот так наша семья выросла — не по крови, а по любви!»

Да как же я могу возложить на вас такую ответственность? Даже мой отец с Татьяной не согласились его взять.

Марина, дочь, очнись! За кого ты собралась замуж! причитала мама, поправляя на мне фату.

Объясни хоть, что тебя в Игоре не устраивает? совсем растерялась я от её слёз.

Ну как же! Его мать торгует в магазине, на всех огрызается. Отец вообще неизвестно куда пропал, в молодости только пил и гулял.

Наш дед тоже выпивал, и бабушку по деревне гонял. Ну и что?

Но твой дед был уважаемым человеком, старостой деревни.

Легче бабушке от этого не было. Я даже в детстве запомнила, как она его боялась. Мам, у нас с Игорем всё будет хорошо. Не стоит судить людей по их семьям.

Вот будут у Вас дети, тогда поймёшь! с горячностью бросила мама, а я лишь вздохнула.

Трудно будет жить, если мама не изменит мнение об Игоре.
Но мы с Игорем сыграли весёлую свадьбу и зажили своей семьёй. К счастью, у Игоря в посёлке был дом, доставшийся ему от дедушки и бабушки, родителей того самого пропавшего папы-гуляки.

Игорь постепенно перестраивал дом, и вскоре у нас появился настоящий современный особняк, как я его называю. С удобствами, красота! Вот какой у меня муж отличный, а мама тогда наговаривала…

Через год после свадьбы у нас родился сын Иван, а ещё через четыре года появились дочка Дарина. Но стоило детям заболеть или что-нибудь натворить, как тут же появлялась мама со своим: Я же говорила! И всегда добавляла: Маленькие детки маленькие беды. Подрастут будешь знать, с такой наследственностью!

В основном я научилась пропускать её слова мимо ушей, мама уже по привычке ворчала. Дочь ведь поступила против её воли, вышла замуж без родительского благословения.

Мама у меня человек, который любит, чтобы всё было по её. Но со временем она смирилась с моим выбором, и, в глубине души, понимала, что мой Игорь золото. Только в голос такое никогда бы не сказала! Признать свою неправоту? Нет, никак… А и про внуков ворчала больше от страха за них. На деле она их очень любила и за них бы в любой момент в прорубь прыгнула.

Иногда всё же я начинала побаиваться тех больших бед, о которых мама опытно предупреждала так жизнь учит. Дети росли быстро. Вот и сын закончил одиннадцатый класс, собирается во взрослую жизнь. Впереди учёба в престижном вузе в ближайшем городе, всего-то сто сорок три километра.

Материнское сердце эти сто сорок три километра превращало в километры до Луны! Далеко, одним словом.

Первые четыре ночи я не спала, думала как там мой сын! Вдруг его кто-то обидит, вдруг сегодня не поел, вдруг город его испортит, а он у меня такой добрый…

Сначала Иван жил в общежитии, что выделяли ребятам из деревень. Но я не выдержала и уговорила мужа снять сыну квартиру. Иван решил, что будет сам оплачивать часть аренды, стал подрабатывать в интернете что-то делал, умненький!

Каждую субботу я ездила к нему: проверить, помочь, убрать, приготовить. И почему-то у Ивана в квартире всегда было так чисто!

Дома он всегда предпочитал творческий беспорядок. А еда паровые котлеты, жаркое в горшочках. Вот умница, ну не сын!

Со временем мои поездки в город стали раздражать Игоря.

Марина! Хватит держать Ивана за юбку! Дай сыну вздохнуть свободно! Про меня вообще забыла! Пойду хоть к Вере-почтальонше, она всех встречает будешь знать!

Пошутил, но напугал… Я без Игоря никуда, если он к Вере уйдёт! Серёжа был прав пора отпустить сыну и дать жить взрослой жизнью.

Я ещё какое-то время была наседкой, но постепенно научилась отпускать сына. Вроде бы дала свободу, перестала опекать, но оказалось зря.

Однажды мне звонят из деканата: мой сын прогуливает пары, под угрозой отчисления! Как?! Может, ошибка? Мой Иван?! Быть не может! Я на работе взяла выходной и помчалась в город, снесла всё и всех!

Сын не ждал моего приезда. И даже не в уборке дело причину прогулов припрятать не успел.

А причиной оказалась девушка Алина. Симпатичная, словно ангелочек.

Ладно, девушка у сына всё закономерно. Но в квартире ещё и ребёнок! Годовалый мальчик.

Я всё поняла. Значит, эта девушка с младенцем решила обвести моего сына вокруг пальца и женить.

Я, конечно, современная мама, сейчас времена другие, но ещё рано Ивану жениться, и не готов нянчить чужого ребёнка. Алине лет восемнадцать, не больше. Когда же она ребёнка успела?!

Я внутри кипела, но сдержалась. Алину просто поприветствовала, а с Иваном ушла на кухню говорить по душам.

Иван, сильно влюбился? спросила я, стараясь улыбаться.

Очень, мам, тоже усмехнулся.

А с учёбой что? осторожно подвела разговор.

Знаю, немного запустил, но это временно. Не волнуйся, исправлюсь.

Что за период такой?

Не могу объяснять, мам, это не мой секрет. Может позже когда ближе познакомитесь с Алиной.

Не знала, как поступить, чтобы не настроить сына против себя. Взяла паузу, вернулась домой.

Всё из-за тебя! набросилась я на Игоря, вот твоя свобода! К чему привела! Что теперь делать?

А что так страшного? ответил оптимист. Чем тебя не устраивает ребёнок? Если Иван привязался к нему, значит, не чужой.

Ты готов стать дедом?

А почему нет? Как дети появились, сразу понял, что стану когда-нибудь дедом.

Но тут ведь не наш, а чужой!

Марина! Ты как будто не ты. Дети чужими не бывают. Подумай.

Муж ушёл спать в другую комнату, а я всю ночь бродила, злилась на жизнь, на Алину, на сына, на мужа, что их поддерживает. Потом, как всегда, постепенно поняла, что он, как обычно, прав.

Ребёнок ни в чём не виноват. И девушке может, тоже. Под утро я уже на себя обрушила все упрёки, выплакала глаза, притопала к мужу на диван.

Игорь, прости меня! Я, правда, прозрела. Я вас просто люблю!

Иди сюда, дурочка, поднял одеяло, я прижалась к нему.

И заснули на губах у меня счастливая улыбка. Буду теперь бабушкой! Что ж, мальчик чудо! Зовут его Миша.

Но оказалось не всё так просто. Вскоре Иван сообщил переводится на вечернее и они с Алиной хотят расписаться.

Я не стала спешить с выводами. Мы с мужем поехали к ним в город на выходные. Знала, что с Игорем всё решим аккуратно, не наломаем дров, хотя желание наломать было!

В прихожей нас встретила Алина, и со слезой на глазах произнесла:

Извините меня, пожалуйста! Не хочу, чтобы Иван так поступал, но он упрямый. Вы, наверное, знаете.

Упрямый не то слово, проворчал муж, снимая ботинки но наш сын не дурак. Если решил значит, нужно.

Алина, перестань волноваться, сказал Игорь, давайте обговорим всё по-честному.

Мы прошли на кухню. Ивана дома не было.

Иван ушёл за молоком, скоро придёт, извините, сказала Алина.

Почему ты всё время извиняешься? спросил Игорь, мы даже не поняли, за что. Давайте чай заварите после дороги сто сорок три километра ехали!

Ой, простите, забегала Алина.

Муж, услышав очередные её извинения, закатил глаза, а Алина улыбнулась, заметив это. Я поняла муж выбор сына одобрил, и вздохнула.

Когда в чашках парил ароматный чай, а Игорь уплетал третье печенье домашнего приготовления (не наш сын его испёк точно знала!), в квартиру вернулся Иван.

Сын с угрюмым видом выложил продукты на стол. Но в глазах у него появился какой-то мужской стальной блеск, новый, взрослый. Мне стало ясно вмешиваться дальше я не имею права.

Вы решили жениться? спросил муж, и все сели за стол.

Да, и это не обсуждается, твёрдо сказал сын.

Понял. Причина спешки какая? Ждёте ещё ребёнка?

Нет, что вы! быстро покачала головой Алина, и даже покраснела.

Я подумала может, между ними ещё ничего такого не было, чтобы дети…

Тогда почему торопитесь?

Иначе Мишу заберут в детдом, глаза потупила Алина.

Почему могут забрать? строго спросил Игорь.

Потому что мама ушла… почти шёпотом сказала Алина, губы дрожали.

Алина, ты ничего не обязана объяснять! встал за неё сын. Мам, пап, примите только то, что я по телефону говорил. Остальное наше с Алиной дело.

Иван, постой, перебила Алина, если мы вместе, то ваши родители моя семья. Не буду скрывать, это неправильно.

Она замолчала, мы с мужем переглянулись.

Алина, Миша это твой сын? рискнула спросить я.

Нет, что вы! Миша мой брат, только по маме, разные отцы.

Хочется было расцеловать всех, но сдержалась, не подала виду. А Алина продолжила:

Моя мама скончалась в тюрьме, у неё был порок сердца. Говорят, долго прожила с таким диагнозом. Судьба у мамы была сложная, характер ураган.

Алина прихлебнула чай, вздохнула тяжело. Говорить ей было трудно, но она продолжила, хотя Иван несколько раз пытался перебить:

Впервые маму посадили, когда она после ссоры с моим отцом сбила старушку на пешеходе. Об этом писали в газетах.

Когда её арестовали, отец забрал меня, жили отдельно. Ещё до маминого освобождения отец женился снова. Я не осуждаю мама была своенравная, ему непросто. Новая жена, Татьяна, очень добрая, у нас хорошие отношения. Благодаря отцу, возможно, моя жизнь стала счастливой.

Алина замолчала. Я увидела, как они с Иваном взялись за руки, и поняла самое сложное впереди.

Три года назад мама влюбилась, потеряла голову. Денис был моложе на десять лет. Вскоре появился Миша. Я радовалась брату, часто бывала у них. При мне ссор не было, но на суде соседи говорили крики, посуда. Однажды, как выяснила позже, мама приревновала, поругалась с Денисом. Во время ссоры мама его толкнула, он споткнулся и ударился головой о журнальный столик. Через два дня Денис умер, маму арестовали.

Алина втянула воздух, торопясь закончить:

Мама умерла в СИЗО, так и не дождалась суда. Сердце не выдержало. Только не судите строго, пожалуйста! Мама была как колибри яркая, непоседливая и неуправляемая. Но я любила её, несмотря ни на что.

Вот теперь извини нас, Алина, сказал Игорь, когда она закончила. Прости, что пришлось всё это рассказывать. Правильно говоришь теперь мы семья, поддержим друг друга.

Стыдно признаться, но хотелось заорать: Что ты делаешь, Иван! Нам не нужна такая родня! У нас в семье никогда не было заключённых!

Но я вовремя себя остановила, вспомнив, как стояла в свадебном платье, а мама рыдала, отговаривая от свадьбы с Игорем.

Внутренне я повторила: Нельзя судить людей по их родителям! Тебе бы этого не знать!

И тут ко мне пришла просто невероятная, но крутая идея. Я взглянула на мужа он улыбался. Значит, догадался и согласен!

Игорь кивнул:

Как насчёт такого? Мы с мамой оформим опеку над Мишей, а вы пока оставьте свадьбу и учёбу продолжайте.

Как это? удивленно спросила Алина.

Пап, прекрати! отреагировал Иван.

Мише в деревне будет хорошо, ты сам помнишь своё детство. Если захотите, всегда сможете забрать.

Нам с тобой, Иван, скучно без детей, мы с радостью позаботимся о Мише.

Твоя сестра уже мальчиками интересуется больше, чем родителями.

Алина, посмотрела я ей в глаза, решать только тебе.

Да как же я могу на вас всё возложить? Даже отец с Татьяной не согласились его взять.

И тут проснулся виновник спора. Сполз тихонько с дивана, пришёл на кухню, ручки протянул к Игорю.

Тяжёлая ноша! воскликнул Игорь, поднимая Мишу.

Игорь, да ты ещё не дед, а отец! рассмеялась я.

Подожди, пригрозил он, ночью покажу тебе настоящего деда…

Дети подискуссировали, но согласились, чтобы мы забрали Мишу. С опекой справились легко.

Соцработница сказала, что сейчас это не редкость взрослые семьи берут малышей. Свои выросли, а любви и энергии ещё вагон. Мы оба с Игорем будто помолодели, заботясь о Мише.

Я ночами к нему вставала, радость свою слезами умывала.

Мама, конечно, нас ругала, но любила Мишу крепче всех и он её.

Ой, Марина! Что же вы творите! ворчала мама, тут же сюсюкала Мише, Кто это у нас сладко глазки закрывает, кто хочет спать?..

И снова:

О чём вы думаете, Марина! А кто это свои крошечные пальчики испачкал?.. Как же вы теперь будете? А где мой Миша?..

Rate article
«Как же я могу на вас такую ответственность возложить? Даже мой папа с Татьяной отказались брать его к себе… А у Сергея дом от деда, крепкая семья, веселая свадьба, хоть мама сначала против была. Теперь у нас свой особняк, дети — Иван и Марийка, но маме всё неймётся: “Маленькие дети — маленькие беды! Подрастут, дадут тебе жару!” — а я всегда верила в Сергея. Но вот Иван вырастает, поступает в престижный вуз за сто сорок три километра, и я не нахожу себе места. Перестаю опекать сына — и тут узнаю, что у Ивана появилась девушка Анна, а с ней годовалый мальчик Миша. Мать Ганны погибла в тюрьме, отец с новой женой не берут Мишу. Иван хочет жениться, чтобы не отдали братика в детдом. Муж говорит: “Ребёнок не чужой!” И мы решаем взять Мишу под опеку, дать молодым время для учёбы и жизни. А мама ворчит, а сама сильнее всех полюбила нашего Мишутку. Вот так наша семья выросла — не по крови, а по любви!»