И чего ты в итоге добилась своими жалобами? спросил муж. Но то, что последовало, его просто потрясло.
А когда еще просыпаться человеку, как не в пять утра, если грудь стянута болью? Маргарита сидела на краю кровати и смотрела в окно заиндевевшей московской квартиры.
Сердце опять стучит как попало: два удара провал, три удара тишина. Врач вчера поставил диагноз панические атаки. Направил на обследования.
За восемнадцать лет Маргарита из целеустремленной выпускницы экономфака превратилась… во что? В приложение к бизнесу мужа? В “бухгалтера-талантливого дилетанта”, которая заполняет за Игоря документы и ставит подписи? В домработницу, которая по вечерам моет полы, потому что Игорь грязи упорно не замечает?
Проснулась? на кухню вышел Игорь. Мятый, угрюмый видно, что недоволен. Опять всю ночь не спала?
Маргарита кивнула молча. Наливала ему кофе. Вытянула из холодильника творог, которым он привык завтракать уже который год подряд.
К слову, отпив кофе, он бросил: Я сегодня в Питер на встречу с поставщиком. Важная поездка, три дня.
Игорь…
Она понимала: начинать не стоит. Он посмотрит привычно с упреком и скукой, будто она опять вымаливает жалость. Но все же сказала:
Не уезжай сейчас. Мне реально плохо. Врач настаивает на обследовании.
Игорь застыл. Поставил чашку на стол. Выдохнул громко носом так фыркают уставшие от чужих стенаний люди.
И чего ты в итоге добилась своим нытьём? Голос его был почти спокоен, без раздражения, но и без тепла. Мне, Маргарита, работать надо. Работать! А не слушать ежедневно про твои приступы, твое “тяжело”, твою усталость. Не устал только ленивый!
Он пошёл собирать чемодан привычно зная: она стерпит, промолчит, обвинит себя в неуместных вопросах, в неправильных словах.
Но Маргарита вдруг не промолчала.
Игорь, она встала. Медленно, спокойно. Скажи, ты вообще помнишь, на кого ипотека оформлена?
Он обернулся, усмехнулся искоса:
Какая разница, наверно, на нас обоих.
На меня, спокойно сказала Маргарита. Исключительно на меня.
В комнате будто треснуло что-то. Она видела, как Игорь побледнел.
К чему ты клонить хочешь?
К тому, что восемь лет назад, когда оформляли квартиру, у тебя долги были по уши. Ни один банк в жизни бы тебе кредит не выдал, не забыл?
Он молчал.
Так вот. Ипотека на мне. И квартира на мне. А ещё я созаемщик по твоим бизнес-кредитам. Поручитель. Без моей подписи ты даже телефон в рассрочку не купишь, не то что новый кредит.
Игорь медленно опустился обратно за стол. Словно ноги кончились.
Зачем ты мне всё это говоришь?
Просто напоминаю. И еще, Маргарита открыла комод, достала тяжелую папку, выложила на стол, я в курсе про Алину.
Игорь впился взглядом в папку, будто там бомба.
Про Алину, повторила Маргарита. Бухгалтерша Валеры. Девка симпатичная, на двенадцать лет моложе меня.
Открыла папку, достала несколько листов: банковские выписки, аккуратно разложила веером.
Вот эти переводы, смотри: сорок тысяч, пятьдесят, семьдесят. Каждый месяц.
Он не проронил ни слова.
А это переписка, положила еще одну страницу. Ты правда думал, что я не знаю пароль от твоего компа в кабинете? Я его придумала три года назад, когда ты предыдущий забыл.
Игорь схватил листы, метался взглядом по строчкам, побледнел больше прежнего.
Где ты это достала?!
Какая разница? Маргарита налила стакан воды. Палец слегка дрожал. Гораздо важнее другое. Ты обналичивал деньги через нее. Как думаешь, ФНС заинтересуется такими махинациями?
Игорь вскочил, голос надорвался:
Да кто ты вообще такая, чтобы меня тут упрекать?! Всю жизнь на шее сидела! Ничего не зарабатывала! Всю дорогу дома сидишь как тунеядка!
Тунеядка? Маргарита насмешливо улыбнулась. Классно, правда? Только эта “тунеядка” подписывала твои кредитные договоры, эта “тунеядка” вела всю бухгалтерию твоего бизнеса, пока ты “на встречах” пропадал. И на нее оформлены и квартира, и половина остальных бумаг.
Ты мне угрожаешь?!
Нет, Маргарита подошла к окну, отдернула занавески, я доношу простые факты. Похоже, ты обо мне элементарные вещи забыл.
Она повернулась, встретила его взгляд.
За полгода я восстановила диплом, прошла повышение квалификации ночами, сквозь приступы и бессонницу. Нашла новую работу. Не шикарно, но достаточно, чтобы снимать квартиру и спокойно содержать себя с Верой.
Веру?! Ты думаешь забрать дочь?!
А ты, Игорь, когда последний раз с ней говорил? Маргарита подошла ближе. Серьезно: когда ты разговаривал с дочкой, вспомни?
Игорю нечего ответить он не помнил.
Маргарита достала со стола еще один документ.
Заключение невролога. Хроническое переутомление. Панические атаки. Рекомендация сменить обстановку, психотерапия, устранить травмирующие факторы. Видишь строку: “длительный стресс”? Знаешь, чем тебе это грозит?
Маргарита
Тем, что при подаче на развод суд однозначно будет на моей стороне.
Она выложила последнюю бумагу.
К тому же без моей подписи твой кредит в банке через неделю не продлят. Валера вчера звонил банк требует документы, а там моя подпись.
Игорь бессильно сел обратно.
Чего ты хочешь? Денег?
Маргарита коротко, горько рассмеялась:
Денег? Ты меня не понял, Игорь. Я хочу элементарного уважения. Хочу, чтобы ты наконец осознал без меня у тебя не было бы ничего: ни бизнеса, ни квартиры, ни даже возможности уехать в эту командировку.
Взяла сумку.
До вечера у тебя есть время подумать. Я с Верой еду к Оксане. Захочешь поговорить звони. Только не рассчитывай увидеть прежнюю Маргариту, которая все стерпит и проглотит.
Игорь позвонил спустя шесть часов.
Маргарита сидела у Оксаны на кухне, пила мятный чай. Будто только что выбралась из липкой трясины: дышит и не верит, что можно дышать без боли.
Алло, взяла трубку ровным голосом.
Надо поговорить.
Слушаю.
Не по телефону… приезжай домой.
Нет, Игорь. Если нужно приезжай сюда. Адрес помнишь?
Он приехал через час. Мрачный, нервный, как зверь в клетке.
Оксана, увидев его лицо, увела Веру в комнату. Маргарита осталась за столом одна.
Ты что себе позволяешь?! Игорь стукнул кулаком по столу. Ты меня шантажируешь?!
Я просто излагаю факты.
Какие еще факты?! Ты роешься в моих бумагах, следишь, лезешь в компьютер!
Игорь, Маргарита тяжело вздохнула, ты реально думаешь, что нападками сейчас что-то выиграешь? После всего, что я тебе показала?
Он не возразил. Знал, она права.
Тут все просто, Маргарита наклонилась вперед. Я не буду тебя топить. Не буду устраивать скандал или идти в ФНС. Я лишь хочу, чтобы ты, наконец, усвоил: без меня у тебя ничего не будет и не было.
Развода хочешь? голос хриплый.
А ты?
Он отвел взгляд, молчал. Потом выдохнул:
С Алиной ничего не было
Не ври, Маргарита подняла руку. Я про Алину знала уже полгода: как ты гонял через нее деньги, навещал на “разовых командировках”, выдумывал причины задержаться. Молчала. Думала: может, пройдет. Может, в себя придет.
Она усмехнулась.
Может, просто боялась честно признать: наш брак закончился уже много лет назад. Просто оба делали вид, что все нормально.
Маргарита
Я устала быть приложением к твоей жизни. Я устала, что мои слова ничего не стоят, что ты не замечаешь ни меня, ни дочку, ни мою боль! Я умирала рядом, а ты не замечал.
Игорь сидел бледный, сжав кулаки.
Есть два пути, спокойно продолжила Маргарита. Попытаться начать по-новому, с честностью и уважением. Или я ухожу и забираю своё.
Ты всё заберёшь? он обмяк.
Нет, Маргарита покачала головой. Только своё: квартиру, долю в бизнесе. Кредиты на мне сам с банками разбирайся. А я начну жить для себя.
Она поднялась. Разговор окончен.
У тебя три дня подумать. Звони, когда осознаешь и готов говорить. Запомни только: та Маргарита, которая молчала умерла в пять утра.
Через неделю Игорь пришёл снова.
На этот раз без показной бравады. Сел за тот же стол на кухне у Оксаны, долго молчал.
Валера сказал, без твоей подписи кредит не дадут. Бизнес загнётся, с трудом выдавил он.
Я в курсе.
И чего ты хочешь?
Она посмотрела прямо в глаза:
Я хочу развода.
Игорь посерел.
Ты серьезно?
В жизни не была серьёзнее, Маргарита налила чай, руки не дрожали. Я подпишу бумаги банку, кредит продлевай. Но при одном условии: разводимыся цивилизованно. Ты оплачиваешь выкуп моей доли в бизнесе. Квартира мне. Вера живёт со мной.
Маргарита
Решила всё. Она улыбнулась впервые за долгое время. Знаешь, что самое удивительное? Я впервые за пять лет выспалась без снотворного. Просто смогла спать.
Он молчал.
И это многое прояснило: я не больна. Мне просто надо было уйти. От тебя, от жизни без смысла.
Она поднялась:
Выбор за тобой. Согласишься расстанемся по-людски. Нет иду в суд, отдаю документы, и тогда бизнес уж сохранится вряд ли. Решай.
Игорь глянул в пол. Понял: проиграл. Та, кого он считал слабой, оказалась сильнее.
Хорошо, хрипло сказал он. По рукам.
Три месяца спустя брак расторгли.
Маргарита получила квартиру и хорошую сумму в рублях за свою часть бизнеса. Вышла на работу с нормальной зарплатой.
Игорь остался с бизнесом и новой жилплощадью, но с ощущением пустоты. Особенно вечерами: возвращается домой и не с кем даже чай попить, не с кем ни словом перемолвиться.
Алина исчезла через месяц: искала не любовь, а просто удобную жизнь. Когда поняла, что теперь Игорь сам платит по кредитам исчезла без объяснений.
О разводе и её уходе Маргарите сообщил Валера. Маргарита только улыбнулась и не почувствовала вообще ничего. Ни удовлетворения, ни жалости.
Просто ничего.
Иногда, наверное, не так уж плохо быть участницей бизнеса с мужем. Как вы считаете?


