15 марта 2023 года, среда
Сегодня опять разговор с мамой.
Мама, что ты опять говоришь? Как это не с кем поговорить? Я же тебе каждый день звоню по два раза, сказал я, уже чувствуя усталость в голосе.
Да нет, Костя, ты не подумай, с грустным вздохом ответила мама, Валентина Петровна. Просто не осталось у меня ровесников. Нет никого рядом, кто бы помнил то же, что и я.
Ма, ну не говори глупостей. У тебя есть Мария Ивановна, вы же учились вместе. И вообще, ты у меня такая современная выглядишь моложе многих сверстниц. Ну давай не будем унывать, попытался приободрить я.
Ты же знаешь, у Маши астма, говорить ей тяжело, закашливается сразу. А живёт она теперь в другом районе города, всё на другом конце Москвы. Ведь нас трое было я тебе рассказывала. Но Татьяны уже давно нет. Вчера заходила соседка, Лидия хорошая женщина, часто меня выручает. Я ей чаю налила, она в ответ принесла ватрушки только что испекла. Про своих детей рассказывала, про внуков. Хотя она меня моложе на пятнадцать лет, у неё совсем другие воспоминания, совершенно иной набор историй о школе и юности.
А так хочется поговорить с кем-то из своего мира, кто помнит наше прошлое, мама сказала это мне, прекрасно зная, что я не пойму, ведь мне самому пока всего сорок три. Моё время ещё в разгаре, оно со мной, а не позади окна. Я, конечно, всегда слушал её, но не мог прочувствовать до конца, ведь меня юность и послеобеденный свет всё ещё держат крепко.
Слушай, у меня на субботу есть билеты на вечер русского романса в зале Чайковского, сказал я, чтобы хоть как-то взбодрить её. Ты сама просила, я взял. Надень своё любимое тёмно-вишнёвое платье ты в нём красавица.
Ладно, Костя, всё хорошо, вдруг совсем по-другому сказала мама. Это просто настроение вдруг накрыло. Спокойной ночи, сынок. Завтра созвонимся. Сам ложись пораньше, высыпайся опять наверняка полно работы.
Да, мам, конечно. Доброй ночи, попрощался я.
Она еще долго молча смотрела в окно, на отражение фонарей и поездов вдали…
Мама вспоминала… Десятый класс. Также наступала весна, а перед ними открывался целый мир. Как это недавно было! Её подруге Марии нравился Сашка Белов из параллельного класса. А вот Белов, как потом оказалось, симпатизировал маме. Он через вечер звонил на домашний номер, приглашал гулять после уроков. Но для Валентины Петровны это была просто дружба, и она не хотела давать лишних надежд.
Потом Саша ушёл в армию. Отслужил, женился. Жил тогда в старом доме Марии, и номер телефона… Мама вдруг вспомнила его, на старом голубом телефоне с цифрами и гудками. Она набрала его на память. Гудок тянулся долго, потом кто-то снял трубку. Было какое-то шуршание позабытая тишина советских вечеров и вдруг на другом конце ответил тихий мужской голос:
Алло, слушаю вас.
Подумал может, поздно? Стоило ли звонить? Вдруг это не Саша вовсе, или он её не вспомнит…
Добрый вечер, прозвучал голос моей мамы, чуть хрипловато от волнения.
Снова шорохи, а дальше удивлённый:
Валя? Это ты? Конечно, ты. Я твой голос не забуду, хоть век живи. Как ты меня нашла? Я ведь сам случайно тут…
Сашка, узнал! закричала мама радостно, словно несколько десятилетий с плеч снялись за минуту. Кто так давно по имени не называл её только “мама”, “бабушка” или “Валентина Петровна”. Даже Мария чаще так не звала.
А просто “Валя”… Как весенний ветер.
Валя, ну как ты? Я рад слышать тебя, сказал он. Мама боялась, что скажет что-то неуместное, что он её не вспомнит.
Помнишь наш десятый класс? Как мы с Пашей Даниловым вас с Машей на пруду на лодке катали? Паша потом мозоли прятал, а мы на Фрунзенской набережной ели мороженое. Магнитофон играл…
Конечно помню, рассмеялась мама, словно ей снова семнадцать. А помнишь, как в поход ходили с ночёвкой? Консервы открыть не могли, так есть хотелось, чуть не плакали!
Ещё бы! засмеялся Саша, а Пашка-таки открыл, потом пели до утра, гитара, костёр…
Ты, кстати, потом научился на гитаре играть? спросила мама, и голос её звенел свежестью.
Ну, кое-чему научился, отвечал он, оба погружаясь в сладкие воспоминания.
А ты как сейчас живёшь? поинтересовался вдруг Саша, но тут же сам и продолжил: По голосу слышно счастлива ты. Дети у тебя? Внуки? Ты ведь раньше стихи писала помнишь: “Раствориться в ночи, и воскреснуть к утру!” Всё о жизни, всё о радости!
Ты ведь как солнышко с тобой рядом сразу становится тепло, не мёрзнешь душой. Хорошо, наверное, твоим быть сыном, внуком, иметь такую маму и бабушку сокровище.
Перехвалил, Саш, смущённо улыбнулась мама. Моё время уже прошло…
Он вдруг перебил:
Глупости! От тебя и телефон нагрелся столько энергии! Шучу, конечно. Жизнь в тебе бурлит, значит, всё впереди. Валя, радуйся каждому дню! Солнце греет для тебя, ветер гонит облака лишь для тебя, птицы поют для тебя!
А ты, Саша, романтик, как всегда! Всё я рассказываю, а ты? вдруг связь зашуршала, и трубка оборвалась.
Мама посидела немного с телефоном, думала, перезвонить но решила, что поздновато, неудобно. Потом, в другой раз.
Как же хорошо поговорили! Сколько всего вспомнили. Звонок внучка.
Да, Анечка, не сплю. Всё хорошо, мама сказала, что мы в субботу идём на концерт. Завтра к обеду будешь? Жду.
С отличным настроением мама легла спать. В голове крутились новые планы, какие-то согревающие стихи.
Утром она собралась к Марии Ивановне, хотя несколько остановок на трамвае, всё равно не старая ещё кляча!
Мария радостно встретила:
Наконец-то! Обещала ведь зайти. Ого, абрикосовый торт принесла мой любимый! Ну рассказывай! начинает кашлять, прикладывает платок к груди. Но тут же рукой махнула: Новый ингалятор, мне уже лучше. Садись, чай налью. Слушай, ты что-то помолодела. Не иначе любовь случилась, признавайся.
Да чего там, смеётся мама, режет торт, вчера случайно набрала номер Сашки Белова. Ну помнишь, твой любимец из школы? Долго говорили, столько вспомнили, ты бы слушала!
Но Мария вдруг поседела и тихо произнесла:
Валь, ты что, не знала? Сашки год как нет. Он ведь давно уже не в той квартире
Мама опешила.
Как нет? А с кем я тогда разговаривала? Он все помнил наши лодки, грибы, песни, стихи Так хорошо стало, будто жизнь продолжается, силы есть, ещё могу радоваться.
Но голос его, я же слышала, говорила мама. Он так хорошо сказал: “Солнце светит для тебя. И ветер несёт облака по небу для тебя. И птицы поют для тебя”
Мария лишь покачала головой и вдруг сказала:
Валя, не знаю, как это объяснить, но похоже, это правда был он. Его слова, его голос. Сашка любил тебя, и, может быть, решил тебя поддержать оттуда. И, кажется, у него получилось. Такой бодрой и жизнерадостной я тебя давно не видела.
Оказывается, и правда даже когда кажется, что не к кому обратиться, обязательно найдётся тот, кто пришлёт тебе нужные слова. Важно помнить: жизнь продолжается, а радость приходит к тем, кто умеет хранить свет внутри себя.


