Дневник Ивана.
Мама, улыбнись
Меня всегда немного коробило, когда к нам во двор захаживали соседки и просили маму спеть.
Анна, спой, такой голос у тебя красивый! Да еще и танцуешь ты, мама, как заводила, начинала петь какую-нибудь веселую песню, а соседки ей подпевали, да и сами танцевали, бывало, все вместе под гармошку плясали у нас во дворе.
В то время мы жили в небольшом русском селе под Рязанью. В доме были я, сестра Марья и мама с папой. Марья младшая, а я учился тогда в пятом классе. Мать была приветливая, душа компании. Когда гости расходились, она неизменно говорила:
Еще приходите! Спасибо, что зашли, вечер хорошо провели, соседки соглашались, обещали наведаться снова.
Почему меня смущало, что мама поет и пляшет, я и сам в то время объяснить не мог. Не нравилось, стыдился чего-то Однажды даже не выдержал:
Мам, не пой и не пляши, ну пожалуйста… Мне неловко, сказал ей. И сам не понимал, почему так просил.
И даже взрослым уже, став мужем и отцом, я не нашёл ответа на этот детский стыд. А мама только улыбалась в ответ:
Ванечка, не стыдись, радоваться надо. Я всю жизнь так веселиться не буду, пока молодая пою да танцую, чем не радость?
Я тогда не понимал: жизнь не всегда веселая…
Когда Марья училась в шестом, а я во втором классе, отец ушел из семьи. Собрал вещи и ушел будто в никуда. Я долго не знал, почему. Уже в подростковом возрасте однажды спросил маму:
Мам, а почему отец ушел?
Вот вырастешь узнаешь, тихо ответила она.
Тогда мама мне не сказала правды однажды она застала папу вместе с Верой, соседкой с той же улицы. В тот день мама вернулась с работы раньше обычного забыла дома кошелёк. Дверь в доме не была заперта, удивилась: отец должен был быть на заводе. Зайдя в спальню, увидела всё сама. Вечером был большой скандал, мы с Марьей были тогда на улице, ничего не слышали.
Вещи твои собрала в спальне, забирай и уходи. Не прощу никогда, сказала мама.
Отец попытался что-то объяснить, но мама была непреклонна. Он собрал вещи и ушёл. Мама тяжело переживала предательство, долго потом плакала втихаря.
Будем жить, как-нибудь справимся, утешала себя мама, но улыбка ушла с её лица надолго.
Ей пришлось устроиться на две работы днём уборщицей в школе, а по ночам помогала в хлебопекарне. Уставала страшно, не высыпалась, лицо стало печальное, всегда серьёзное.
Отец жил не так уж далеко, всего через пару домов с Верой. У неё был сын Саша, ровесник Марьи они даже в один класс ходили. Мама не запрещала нам навещать отца, мы ходили играть к ним во двор. Вот только поесть всегда возвращались домой Вера чужих детей не жаловала. Но бывало и Саша приходил к нам, а мама, как и всех, кормила его так же, как нас.
Я не помнил, чтобы после ухода отца мама когда-то улыбалась. Стала тише, замкнулась в себе. Старалась заботиться, вкусно готовила, но была как будто не рядом, а где-то далеко.
Я пытался её развеселить, рассказывать свои школьные истории, но видел не до смеха ей.
Мама, Гена сегодня принёс котёнка в класс, тот всю математику мяукал, а учительница не могла понять, кто шумит… рассказывал я, надеясь вызвать улыбку.
Понятно, без эмоций отвечала мама.
Порой я слышал, как мама тихо плакала ночами. Смотрела в окно, в одну точку… Только став взрослым, понял, как тяжело ей было: работы две, детей на ноги ставить не каждому мужику под силу. Мы с Марьей всегда были аккуратно одеты, вещи чистые, выглаженные. Она даже зубы начала терять ещё сравнительно рано ничего не вставляла, экономила на себе.
Когда окончил школу, даже не думал уезжать учиться не хотелось оставлять мать одну. Остался в деревне, устроился продавцом в сельпо помогать семье надо было, Марье постоянно обувь и одежду покупать, росла быстро.
Однажды зашел в магазин Михаил мужик с соседней деревни за восемь километров. Познакомились разговорились, понравился он Марье, а она ему. Михаил был старше её на девять лет, уже с хозяйством, после развода жил с больной матерью. Он угощал Марью мясом, сметаной, конфетами у себя дома, когда пригласил в гости.
Марья, выходи за меня замуж, ухаживать за матерью надо, но наладится все, обещаю, сказал ей Михаил.
Марья недолго думала согласилась. Знала: трудно не будет, она хозяйство любила, да и он был человек добрый, щедрый.
После замужества Марья переехала к Михаилу. Дом у них большой, хозяйство крепкое. Родились двое сыновей-близнецов, подрастали быстро. Михаил души в семье не чаял, помогал по дому, и даже по хозяйству многое брал на себя.
Не носи ведра тяжелые, сами справимся! заботился всегда.
Через какое-то время мама осталась совсем одна, а мы часто приезжали к ней, привозили молоко, сметану, мясо.
Мама, возьми, попробуй, домашнее же всё, говорила Марья.
Мама принимала, но так и не улыбалась Даже с внуками общалась строго, по-деловому. Я не знал, чем ее порадовать, как вернуть прежнюю маму. Михаил однажды подсказал:
Может тебе с мамой в храм сходить, батюшке пожаловаться? Пусть молитву прочитает.
Марья последовала совету. Батюшка велел молиться, чтобы мама встретила в жизни доброго человека.
Однажды мама попросила одолжить ей денег. Решила вставить зубы.
Мама, я всё тебе оплачу! обрадовалась Марья. Но мама наотрез отказалась брать безвозмездно, только одолжила.
Прошло время. Мы с Марьей как-то зашли к дяде Коле, родственнику Михаила. Он пригласил нас в гости:
Знакомьтесь, это Анна мы вместе учились когда-то три класса На старости лет вот нашли друг друга, сказал он, и я не поверил своим глазам: передо мной стояла моя мама, Анна. Улыбалась, как когда-то в юности.
Мама, ну надо же А почему не сказала?
Не хотелось говорить заранее, мало ли что бы вы подумали.
Мы были счастливы: мама наконец снова улыбалась. С Колей они часто гуляли, мама вновь повеселела, смеялась, у неё появился свет в глазах.
Теперь я сам понял: нужно не бояться радости и не стыдиться счастья своих близких. Сделать так, чтобы мама улыбнулась это, наверное, самое главное, что я смог сделать как сын. Любите своих близких и цените тех, кто рядом с вами ведь иногда их улыбка стоит больше любых денег.


