Когда вспоминаю те давние времена, мне на сердце становится тяжело. Мне уже было за пятьдесят, когда я приняла решение, которое мало кто одобрит и поймёт я перестала помогать своей дочери деньгами. И это вовсе не потому, что я разлюбила её, или стала жадной.
Моя дочь вышла замуж за человека, который, даже будучи молодым, сразу дал понять трудиться по-настоящему ему не по душе. Он менял работы чуть ли не каждые два месяца: всё ему что-то мешало то начальник не тот, то график неудобен, то зарплата мала, то коллектив не нравится… Ни на одном месте не задерживался.
Дочка старалась, работала, но всё равно денег им было мало. Каждый месяц её муж приходил ко мне с одной и той же песней: «Юлия Сергеевна, не поможете ли? На квартиру, на еду, долги всё накопилось. Дети растут, на школу нужно» И я, конечно, помогала, как могла.
Сначала я верила, что трудности временные. Что дело в сложной полосе или кризисе возраста. Что вот ещё немного и возьмётся за ум, наконец станет мужчиной, встанет на ноги и будет заботиться о семье, как следует.
Шли годы, а ничего не менялось. Он по-прежнему лежал до полудня на диване, гулял с приятелями, кормил нас обещаниями, что «уже почти нашёл работу». А деньги, что я давала дочери, по сути, покрывали его траты и, что ещё больнее, уходили на его хмельное гуляние.
Он и не помышлял искать постоянную работу знал, что мама всегда прикроет и выручит в трудную минуту. А дочь вместо того, чтобы поговорить с ним серьёзно, покорно шла просить помощи ко мне. Ей проще было получить деньги, чем попробовать что-то изменить.
Так тянулась эта верёвочка: я платила чужие счета, волновалась за чужой брак, который ко мне отношения не имел. А свою жизнь и покой теряла в этом бессмысленном круге.
Решающий момент настал, когда дочь пришла ко мне и, дрожащим голосом, попросила денег «на экстренный случай». А потом, не подумав, проговорилась, что долг возник потому, что её муж проиграл деньги в бильярде с приятелями. Тут я не выдержала и спросила прямо:
А почему он не работает?
Дочь на это только покачала головой:
Я не хочу его давить. Пусть сам решает
После этого я сказала твёрдо и без колебаний:
Помоги могу словом и поддержкой. Буду рядом с тобой и с внуками. Всегда. Но денег ты больше не получишь, пока рядом с тобой мужчина, который ни за что не считает нужным работать и брать на себя хоть какую-то ответственность.
Дочка горько плакала, обвиняла меня, что я её бросаю, что предаю семью. Тот день был одним из самых тяжёлых в моей жизни быть матерью, и видеть, как твой ребёнок обижен, но ты не можешь поступить иначе.
Прошли годы, а я до сих пор думаю: а правильно ли я тогда поступила?..


