Когда дом стал недоступен: История Нины, потерявшей всё и обретшей родного человека на заброшенной даче, или как случайная встреча с бывшим профессором Михаилом Федоровичем изменила две одинокие судьбы

БЕЗДОМНЫЙ

У Ирины совсем не осталось места, куда пойти. Вот уж по-настоящему некуда! «Пару ночей смогу перекантоваться на Казанском вокзале… А потом что?» прокручивала она, тревожась о будущем. И вдруг, словно озарение, вспомнила: «Дача! Как же я про нее забыла? Хотя Дачей это назвать сложно полуразвалившаяся избушка. Но раз уж выбора нет, туда поеду, а не вонюкаться на вокзале», решила для себя девушка.

Сидя в пригородной электричке, Ирина прижалась к ледяному окну и устало закрыла глаза. На неё нахлынули тяжелые воспоминания последних лет. Два года назад она похоронила обоих родителей осталась одна, без опоры. За учебу в университете платить стало нечем, пришлось бросить факультет и идти работать на местном рынке.

Пережив столько бед, судьба впервые улыбнулась ей: ей встретился Андрей добрый и порядочный парень. Через два месяца они сыграли скромную свадьбу в ЗАГСе на Пресне.

Казалось, впереди счастливая жизнь Но судьбе было на то свое мнение. Андрей стал уговаривать Ирину продать доставшуюся ей от родителей квартиру в центре Москвы ради их совместного бизнеса.

Парень нарисовал такие золотые горы, что Ирина и не усомнилась верила каждому его слову. «Поставим бизнес на ноги, и тогда можно и о ребенке подумать. Так хочется стать мамой!» мечтала доверчивая девушка.

Но бизнес прогорел. Из-за вечных ссор о потраченных впустую деньгах их отношения испортились. Вскоре Андрей привел в дом другую женщину и выставил Ирину за дверь.

Сначала Ирина даже хотела обратиться в полицию, но тут же осеклась вины мужа не было. Она ведь сама продала квартиру и отдала деньги в его руки…

***

Выйдя на запорошенную перрон станции, Ирина брела одна по пустой платформе. Весна только-только брала свое, на даче никого не было. За три года без присмотра участок зарос, домишко обветшал. «Ничего, со временем приведу в порядок. Хотя прошлое уже не вернешь», думала она.

Ключ, как обычно, лежал под старым ковриком у крыльца, но дверь перекосило, и открыть её не удавалось. Натужно дергая за ручку, Ирина наконец сдалась, села на ступеньки и разрыдалась от отчаяния.

И тут, на соседнем участке завидела дымок значит, кто-то из дачников уже приехал. Обрадовалась и поспешила поздороваться.

Тетя Валя, вы здесь? крикнула Ирина.

Навстречу ей вышел неопрятный пожилой мужчина, разжигавший у себя на участке костер грел в жестяной кружке воду.

А вы кто? Где тетя Валя? спросила Ирина, отступая.

Не бойтесь, я зла не сделаю. Да и полицию звать не стоит, спокойно ответил мужчина приятным, интеллигентным голосом. Не ломаюсь в дом, здесь, во дворе ночую…

Вы… бомж? не удержалась Ирина.

Так, выходит, тихо ответил он, отводя глаза. Я никому не мешаю, и вас не потревожу.

Как вас зовут?

Михаил.

А по батюшке? уточнила.

Васильевич, спустя паузу отозвался мужчина.

Ирина всмотрелась в этого Михаила Васильевича: одежда хоть и поношена, но ухожена и по-русски опрятна, сам он достоин и не суетен.

Мне просто не к кому больше обратиться вздохнула она.

Что произошло? участливо спросил Михаил Васильевич.

Дверь заклинило, не могу попасть в дом.

Давайте посмотрю, если не возражаете, предложил мужчина.

Очень выручите, с надеждой сказала Ирина.

Пока он возился с заевшей дверью, Ирина думала: «А кто я теперь, чтобы кого-то осуждать? Я ведь тоже на улице, судьбы у нас сейчас схожи»

Готово, пробуйте! Михаил Васильевич широко улыбнулся. А ночевать собрались?

Конечно. А где же еще?

А у вас тут печка работает?

Наверное Я там ничего не смыслила раньше. А дров вроде нет, растерялась Ирина.

Понял. Ну, идите пока в дом, а я дров добуду, уверенно сказал Михаил Васильевич и скрылся.

Час спустя, занятая уборкой в ледяной комнатушке, Ирина уже и не верила, что сможет задержаться тут надолго. Но вскоре Михаил Васильевич принес охапку дров, почистил печь, и вскоре по дому потекло такое родное русское тепло.

Вот, подкидывайте потихоньку, а ночью постепенно пусть затухает. До утра с теплом протянет! тактично разъяснил он.

А вы погостите у соседей? спросила осторожно она.

Да, поживу у дяди Сани на участке. В Москву больше не тянет только злость и тоска, одни воспоминания, тихо ответил мужчина.

Подождите, Михаил Васильевич, давайте поужинаем и чаю выпьем по-русски! твердо предложила Ирина.

Он не стал отказываться, снял куртку и сел у печки.

Простите, что лезу в душу, сказала Ирина после паузы. Вы же просто не похожи на человека с улицы. Почему так получилось? Где ваша семья, дом?

Михаил Васильевич с печалью поведал, что всю сознательную жизнь преподавал в университете. Науке отдал лучшие годы, а старость нагрянула незаметно. Совсем одинокий остался что и кому теперь докажешь?

Год назад у него появилась племянница Катя. Начала помогать, ухаживать, но вскоре намекнула: мол, оформим твое жилье на меня и буду ухаживать за тобой до конца. Михаил Васильевич так обрадовался кровная родня, значит, не забыла! Девушка убедила старика, что вместо квартиры в шумном районе Москвы лучше продать её и купить дачу за городом. Там и воздух свежий, и сад, и тишина

Все деньги от продажи квартиры Катя упросила отнести в банк: «Дедушка, давай я сама всё уточню, а вы здесь, в скверике, посидите с пакетиком, вдруг за нами следят» Девушка скрылась, а Михаил Васильевич ждал, ждал… племянница так и не вернулась. В банке ему сказали, что никто с его именем туда не обращался, а потом выяснилось, что Катя давно уже продала и собственную квартиру.

Вот с тех пор и живу на даче или где придется. Не верится, что остался сутками на улице, никому больше не нужный, грустно завершил рассказ Михаил Васильевич.

Да уж, не только у меня в жизни всё рухнуло… посочувствовала Ирина и поделилась своей историей.

Знаешь, Ирочка, я хоть все своё отбыл… А ты? Молодая, жизнь только начинается. Всё наладится, главное не опускай руки. Выход найдется всегда, подбодрил Михаил Васильевич.

Пойдем лучше чай пить, не будем о грустном! улыбнулась она.

Ирина наблюдала, как с каким аппетитом он ел простые макароны с сосисками. Так тоскливо стало на душе от того, как легко человек превращается в чужого и ненужного даже своим.

«Как страшно однажды осознать, что ты никому не нужен», думала Ирина.

Ирочка, я могу помочь тебе восстановиться в универе. Там у меня остались хорошие друзья, вдруг предложил Михаил Васильевич. В открытую я появиться не могу, но напишу письмо ректору. Он обязательно пойдет навстречу.

Это было бы замечательно! обрадовалась Ирина.

Ну что, спасибо тебе за компанию и за ужин. Пойду-ка. Поздно уже, поднялся он.

Постойте… А куда вы? У меня тут три комнаты: выбирайте любую. Я и сама боюсь одна остаться вдруг с печкой что стрясется Не бросайте меня?

Не брошу, серьезно пообещал Михаил Васильевич.

***

Прошло два года Ирина успешно сдала летнюю сессию и возвращалась домой в электричке. Теперь она жила в общежитии, но все выходные и каникулы проводила на своей даче, где, можно сказать, и началась её вторая жизнь.

Здравствуй, дедушка Миша! радостно кинулась она обнимать Михаила Васильевича, переступив порог.

Ирочка! Родная моя, ну что же ты не позвонила заранее встретил бы на станции, улыбался он, сияя глазами. Ну, как успехи?

Почти все на «отлично»! Вот, принесла торт к чаю давай за успехи и твоё здоровье отметим!

За чаем делились новостями.

Я огород весь перекопал, вон теплицу хочу ставить будет свой помидор! рассказывал Михаил Васильевич.

Дедушка Миша, ты тут хозяин! Делай, как нравится. Я теперь приезжаю только на каникулах, всё на тебе держится! засмеялась Ирина.

Михаил Васильевич явно расцвел: был весел, бодр, не одинок. Для Ирины он стал не просто близким человеком заменил родителей и показал, какое значение имеет поддержка в трудный момент.

И однажды, вечером, сидя вдвоем на скамейке у теплеющей печки, Ирина подумала: «В жизни можно лишиться всего денег, дома, даже семьи… Но если в беде кто-то подставит тебе плечо жизнь снова обретает смысл. Помогать другим и принимать помощь вот что по-настоящему важно.»И пусть жизнь складывается не по учебнику, не по правилам, а порой спотыкается и разбивается в пыль сердце всё равно способно начать с нуля. Просто рядом должен оказаться кто-то, кто поймет и не осудит, кто поможет пережить ночь и встретить рассвет.

На рассвете, когда над соснами разгоралось первое июньское солнце, Ирина и Михаил Васильевич молчали, слушая щебет птиц и чувствуя удивительное спокойствие. В этой тишине были и боль, и прощение, и обещание всегда быть рядом, как бы ни повернула их судьба.

А когда утром к их калитке подошла соседка тетя Валя с корзинкой пирожков, Ирина вдруг улыбнулась ей впервые за долгое время так, что в глазах запрыгали солнечные зайчики. Всё, что было плохое, осталось позади.

Теперь у Ирины была не просто крыша над головой, а дом дом, в котором согревают не стены, а забота и доброе сердце. Дом, где всегда есть место вновь обрести себя.

Rate article
Когда дом стал недоступен: История Нины, потерявшей всё и обретшей родного человека на заброшенной даче, или как случайная встреча с бывшим профессором Михаилом Федоровичем изменила две одинокие судьбы