10 марта 2024
Сегодня такой день, когда хочется остановиться и задуматься, почему даже искреннее желание помочь может обернуться настоящей бедой.
Я работаю поваром в маленьком, уютном кафе на окраине Киева. Вчера вечером, уже заканчивая смену, я гасила свет в зале, как вдруг заметила за окном мужчину на лавочке у дороги. Он был совсем один, весь кутаясь в свой старый плащ, видно было замёрз страшно. Рядом лежала огромная собака овчарка с седыми пятнами на морде, верный друг этого мужчины.
Меня накрыло сочувствие. В голове сразу всплыла мысль: на кухне после дня остался борщ, как раз одна порция, и котлета с гречкой прекрасно подойдут для собаки. Ведь выбрасывать жалко, а тут люди, которым просто негде взять горячую пищу.
Я разогрела суп, отдельно покрошила мясо собаке. Всё аккуратно переложила в судочки, нервно оглядываясь в окно не ушли ли они. Постучала по стеклу, подала знак рукой; вышла к ним, внутренне собираясь с силами.
Держите, это вам, тихо сказала, стараясь не смотреть мужчине прямо в глаза, чтобы ему не стало неловко.
Он поднял голову такие глаза я не забуду никогда: усталость до самого дна души, и вместе с тем тёплая, искренняя благодарность. Поблагодарил три раза подряд, даже как-то по-особенному, неформально. Его собака тихо махнула хвостом, согревая моё сердце.
Пока они ели, я подсела рядом на скамейку, чтобы не было чувства одиночества. Видела, как медленно он ест, словно опасаясь, что эта еда быстро исчезнет. После такого простого поступка мне стало очень спокойно. Иногда достаточно поделиться едой, чтобы почувствовать: день прожит не зря.
Но наутро всё перевернулось.
Часов в девять утра, только я завела чайник, в квартиру постучали. На пороге двое сотрудников полиции в форме.
Гражданка Светлана Васильевна, вы задержаны по подозрению в отравлении человека. Нам необходимо пройти с вами в участок, сказал один, протягивая удостоверение.
У меня всё внутри рухнуло.
Какое отравление? Кого я отравила? растерянно прошептала я. Я просто дала незнакомому человеку суп
Похоже, мои объяснения никого не волновали. Офицеры уже знали: камеры наблюдения у кафе зафиксировали, как я передавала мужчине еду а, согласно их версии, это был единственный раз, когда он что-то ел за сутки, после чего его доставили в реанимацию с сильнейшим отравлением.
Потом мне стало известно: в ту же ночь мужчину и его собаку привезли в больницу на скорой. Он был уже без сознания, врачи боролись за его жизнь.
Так я попала в отделение полиции. Провела там несколько долгих и ужасно тревожных дней, не в силах понять, что могла сделать не так. Может, еда испортилась? Может, он что-то ел до этого? Я ведь так тщательно проверяла с борщом было всё в порядке.
Через несколько дней всё стало ясно. Эта история оказалась страшнее любого моего предположения.
Оказалось, неподалёку в ту же ночь работал волонтёрский автобус они раздавали аналогичные контейнеры с горячей едой бездомным по всему району. Кто-то намеренно отравил почти все порции. Позже выяснили: пострадали десятки людей по городу. Кто-то решил «избавить Киев от бездомных», отравив их через благотворительную помощь.
Мужчина, которому я помогла, съел мой борщ. Но чуть позже он взял контейнер еды у других, из волонтёрского автобуса уже с отравленным содержимым.
Вскоре следствие разобралось, меня отпустили, принесли формальные извинения. Но вернулась ли ко мне уверенность в завтрашнем дне? Нет.
Теперь я каждый день думаю: среди нас легко может оказаться тот, кто ради своей безумной «чистоты» посчитает возможным убивать беспомощных и голодных. Не дай Бог ещё раз встретиться с таким зломПосле этой истории у меня навсегда изменился взгляд на простое сочувствие. Теперь, каждую ночь, когда я выключаю свет в кафе, я невольно окидываю взглядом ту самую лавочку, где когда-то решилась протянуть руку незнакомцу. Город всё так же гудит вдалеке, люди спешат домой, а я учусь не бояться делать добро, даже если мир пытается отравить и его.
Через какое-то время мужчина снова появился возле моего кафе. Уже не с седой овчаркой теперь рядом с ним был щенок с доверчивыми глазами. Он зашёл внутрь неуверенно, с лёгкой улыбкой. Поклонился и тихо сказал:
Спасибо, что не испугались сделать добро. Если бы не вы, я бы не пережил ту ночь.
В тот момент я поняла: даже за чередой боли, подозрений, несправедливости всегда есть место для светлой благодарности. Иногда достаточно одной тарелки борща, чтобы спасти не только чей-то день, но и всю веру в человечность. А наутро я испекла целый поднос пирожков и вынесла их на ту же лавочку, куда свет всё ещё падал мягче, чем на другие улицы города.


