Я остановил машину на улице за домом моей тёщи. Часы показывали 17:45 я приехал раньше, чем договаривались. «Может, на этот раз она хоть оценит мою пунктуальность», подумал я, аккуратно разглаживая складки на своём новом костюме. Подарок старинная брошь, которую я искал по коллекционерам долгие месяцы, лежал бережно упакованный на заднем сиденье.
Приближаясь к дому, я заметил, что одно из окон на первом этаже приоткрыто. Изнутри громко доносился голос тёщи:
Нет, Инна, ты представляешь? Она даже не поинтересовалась, какой торт я люблю! Заказала какое-то заморское пирожное Наш Саша ещё с детства любил сметанный торт, а она этого даже не понимает. Семь лет вместе!
Я застыл. Ноги как будто приросли к земле.
Конечно, я тебе говорила она ему не пара. Целыми днями в своей больнице пропадает, дома не бывает. Это жена, по-твоему? Я к ним тут заехала грязная посуда стоит, пыль по углам А она хирургией занимается своей! фыркнула тёща.
Я прижался к забору, чувствуя, как колени предательски дрожат. Семь лет стараний: готовил, убирал, не забывал про годовщины, навещал её, когда болела. Всё впустую
Нет, я не осуждаю, но разве такая женщина нужна моему сыну? Мужчине нужна семья, тепло, забота А у неё то конференция, то ночное дежурство. О детях и не думает совсем! Ты можешь это себе представить?
В голове звенело. Механически я достал телефон и набрал жену:
Саша? Задержусь немного. Всё нормально, просто пробка.
Я развернулся и вернулся к машине. Сел, уставился в одну точку. У меня в ушах звенели знакомые фразы: «Может, соли побольше добавишь?», «В наше время женщины дома сидели», «Саша столько работает, ему нужен особый уход»
Телефон завибрировал: смс от жены «Мама спрашивает, где ты. Все уже собрались».
Я глубоко вдохнул. На лице появилось странное выражение улыбка, которой даже я удивился. «Что ж», подумал я, «раз им нужна идеальная невестка, пусть получат её».
Завёл двигатель и поехал к дому тёщи. Решение созревало в считанные секунды.
Больше никаких попыток понравиться. Пришла пора показать, какой может быть «настоящая» невестка.
Я вошёл с самой добродушной улыбкой, на какую был способен:
Мамочка, дорогая! воскликнул я, бросаясь к тёще с демонстративным энтузиазмом. Извини за опоздание, я заехал в три разных магазина, искал именно те свечи, которые ты так любишь!
Тёща остолбенела от такой теплоты. Я думала начала она, но я уже продолжал:
А ещё, представляешь, по дороге встретил твою подругу Инну! Такая замечательная женщина, всегда говорит то, что думает, правда ведь? я смотрел на неё выразительно, наблюдая, как она бледнеет.
За ужином я выложился на всю катушку. Клал ей на тарелку лучшие кусочки, со всевозможными комплиментами слушал каждый её совет и беспрестанно задавал вопросы про ведение хозяйства:
Мамочка, как ты считаешь, борщ лучше варить пять или всё-таки шесть часов? А ковры утром пылесосить или вечером? Может, мне тоже бросить работу? Всё-таки Саше нужна семья, не так ли?
Саша смотрел на меня как на незнакомца, родственники переглядывались за столом. Я же не унимался:
Вот думаю может, записаться на курсы домохозяек? Бросить эту пустую хирургию Ведь женщина должна очаг беречь, правда, мамочка?
Тёща нервно постукивала вилкой по тарелке, с каждым моим словом её уверенность таяла на глазах.
А что было дальше? Но ведь некоторые истории нужно рассказать до концаПовисла неестественная тишина. Я сиял, как новогодняя гирлянда, а тёща наконец выдавила через силу:
Ну ты, главное, не переусердствуй, милая. Саше ведь твоя работа нравится и вообще, вы так хорошо дополняете друг друга
Я улыбнулся шире, не отпуская её взгляда:
Значит, нравится? Правда-правда? А то я уже к увольнению готовилась
Она торопливо замахала руками:
Нет-нет! Что ты! С такими руками только в хирурги! А борщ его ж все по-разному варят Инна, правда же?
Инна, не ожидавшая такого разворота, улыбнулась как-то криво и стала размешивать чай. У родственников будто гора с плеч: кто-то фыркнул, кто-то подобрал салфетку, а Саша мой муж впервые за весь вечер внимательно посмотрел мне прямо в глаза. Его губы дрогнули и он, крепко сжав мою ладонь под столом, прошептал: «Спасибо».
Я тоже поняла спасибо себе. За то, что хватило смелости перестать быть чьим-то проектом и попробовать быть собой наперекор чужим ожиданиям. Я положила перед тёщей подарок брошь, найденную с любовью, и мягко сказала:
Мамочка, а теперь просто попробуйте этот французский десерт. Сметанный торт в следующий раз, обещаю.
И в первый раз за семь лет на её лице появилась тёплая, настоящая улыбка без критики и без условий.


