И в горе, и в радости
Анна Петровна овдовела рано, в сорок два года. К этому времени её дочь, Варвара, уже вышла замуж за парня из соседней деревни и уехала с мужем в Якутию на север, где платят хорошие деньги.
Редко Варвара звонила матери, улыбалась по телефону и повторяла: «Мама, не переживай за меня, всё хорошо, работа есть, друзья появились, новые родственники принимают тепло». Но с каждым звонком Анна Петровна всё явственнее понимала дочь стала чужой, словно отрезанный ломоть.
В родной деревне работы для Анны Петровны не нашлось единственную школу, где она помогала в столовой, закрыли. Оставшись без заработка, Анна не стала унывать стала ездить на автобусе в соседнее село и два раза в неделю продавала молоко и творог своим постоянным клиентам.
Вырученных рублей едва хватало: на комбинат, на соль и крупу, на хозяйство. Но жаловаться было некому жила одна, питалась своим же молоком и творогом, овощами с огорода.
Одиночество не мучило её: во дворе куры, гуси, утки; в сарае мычит корова Милка, а под ногами вьётся кот Барсик. Дел хватало: покорми, почисти, наведайся в огород. Как всё сделаешь уже и день кончился.
Раз в день, после обеда, Анна Петровна ставила к окну табурет, садилась и смотрела на заунывные просторы за окном.
Красота была необычайная поле с берёзами, за ними бил родник ледяной воды. Вода собиралась в небольшое озерцо чистая, вкусная, прохладная даже летом.
Этот уголок вскоре привлёк внимание. Однажды Анна Петровна ранним утром проснулась от гула техники под окнами.
Зевнула, натянула на плечи фланелевый мамин халат и вышла на крыльцо.
Увидела группу людей: кто-то в дорогих пальто, кто-то с папками в руках. Спросила у одного внушительного мужчины:
Здравствуйте, вы не подскажете, что тут происходит?
Мужчина взглянул на неё:
Вы тут живёте? Я только что купил участок рядом, буду дом строить. Значит, соседями станем.
Соседями? пробормотала Анна и поспешила узнать подробности у Тамары, продавщицы в сельпо.
Тамара уже всё знала участок купил богатый москвич для брата-близнеца, который болен, и врачи велели ему остаться на природе. Тамара смеялась:
Дом большой хочет ставить! Может, магазин заведёт нам бы только на пользу.
Ох, была бы работа, мечтательно вздохнула Анна.
Из магазина вышла навстречу Гаврила, шофёр хлебовоза.
Анна Петровна, придержите дверь, попросил он.
Помогла, улыбнулась.
Гаврила тайно за ней ухаживал не первый год, но Анна Петровна, старше его на шесть лет, всех ухаживаний избегала мол, не ровня. Гаврила жениться не спешил, всё с надеждой смотрел на неё.
Дом для брата бизнесмена вырос за лето, и вот однажды открылся новенький особняк с сияющими окнами. Анна решила познакомиться, захватила яблочный пирог.
На её звонок в дверь вышли рабочие и какая-то молодая женщина.
Здравствуйте! Я соседка, живу по соседству, испекла пирог угощайтесь.
Женщина поблагодарила, взяла пирог.
Анна робко спросила:
А вдруг у вас подработка найдётся? Обои поклеить, потолок побелить умею же.
Пока не требуется, отказали.
Анна вернулась домой. Её огорчило не столько отсутствие подработки, сколько то, что хозяин дома ни разу не заглянул к ней. Раньше ведь первым делом к соседям в гости шли.
Шло время. Новый соседский дом засиял новогодними огнями, потом приехали жильцы. Через окно Анна увидела, как во двор въехала иномарка с мебелью, из машины вышла молодая женщина в светлой шубке высокая, холёная. И стала жить в доме.
Мужчинубрата бизнесменаАнна поначалу не видела, только по утрам эта женщинаОксанаредко выходила в магазин. Поздоровавшись с Анной, тут же отворачивала лицо.
Во даёт, думала Анна. Гордячка, госпожа какая-то.
Прошёл год. Анна перестала надеяться на дружбу, не навязывалась соседям. Раз в неделю к дому приезжал дорогой внедорожник кто-то привозил пакеты продуктов.
Однажды сама Оксана постучала в дверь:
У вас корова есть? Может, мясо продадите? Молоко, картошку, масло, сметану всё куплю!
Анна обрадовалась новой хозяйке предложила самой взять продукты, а по просьбе Оксаны стала готовить на её кухне: та ни варить, ни жарить не умела.
В доме жила Оксана с Алексеем Дмитриевичем, молчаливым мужчиной лет сорока пяти. Позже Анна догадалась: Оксана не супруга, а дальняя родственница или помощница.
Анна стала соседям готовить. Алексей Дмитриевич раз в неделю выдавал ей зарплату и вскоре привык к вкусной домашней еде. Но за любые свои инициативы убрать дом или затопить баню Анна выслушивала упрёки: «Плати за кухню и только».
Через несколько месяцев что-то изменилось: хозяин дома стал ещё угрюмее, Оксана недовольной. Вскоре она велела Анне приносить только яйца, молоко, картошку. Потом и вовсе ушла, оставив в доме только Алексея Дмитриевича.
Настал день, когда Анна увидела мебель, раскиданную по дому; сам хозяин сидел за бутылкой. Оксана бросила его, уехала, оставив записку: «Жить в деревне не могу».
Принеси мяса да пожарь с картошкой! попросил он тоскливо.
Анна приготовила ужин, накрыла на стол. Вдруг Алексей рассмеялся:
Ты замечательная, Анна. Никогда не думал, что смогу полюбить такую женщину.
Я не пью, ответила Анна, увидев, что он нетрезв.
Но Алексей стал к ней ласкаться, обниматься.
Скоро по деревне пошли слухи. Тамара из магазина ехидно спрашивала, для кого Анна стала покупать деликатесы и сигареты мол, ночует теперь у соседа.
У нас с Алексеем любовь, оправдывалась Анна, сама не веря до конца. Но было стыдно, когда даже Гаврила перестал здороваться.
Алексей пообещал жениться и действительно, в один день они поехали в сельсовет и расписались. Вернулись домой и отпраздновали скромно муж снова сел выпить.
Ты теперь жена богатого человека, можешь не переживать о будущем, говорил он, поглядывая на Матку Милку.
Я не могу зарезать корову! На ней же всё хозяйство!
Ничего, забудь прошлое теперь у нас другая жизнь!
Анна с грустью помнила: всё чаще кормила мужа жареным мясом, корова ушла под нож (разделал её Гаврила, молча приняв плату мясом), хозяйство опустело.
Исподтишка муж начал пить сильнее, стал требовать больше то кота на улицу выгони, то продукты дели.
Для кого ты копаешься? На кого работаешь? задавал вопросы Алексей.
Однажды вагонка в кладовке оказалась на замке. Варвара, приехавшая в гости, сразу все поняла:
Мам, да ты у него просто служанка! Он хозяйничает, ест сам, а ты сиди без куска
Разругавшись с матерью, дочь уехала; Анна осталась одна, без поддержки. Муж намекал: дом оформлен не на него, скоро придётся выезжать и чтобы отстоять жильё, надо родить детей
Я не смогу, Алексей, не та я уже слабо отвечала женщина.
Он забрал даже мясные запасы, все поменял на выпивку. В один вечер она не выдержала:
Да ты мне кто?! На что я жить буду? Как могла я довериться такому человеку?
А куда ты денешься? лениво усмехнулся Алексей.
Анна ушла в темноте к Тамаре, ночевала там, пока бывший муж не уехал из села. Дом застала пустым: ни запасов, ни продуктов, только кот Барсик выжил у Гаврилы.
Гаврил пришёл, вернул кота и сказал:
Не переживай, Тонь. Оставайся у нас. Мать баню натопила, пирогов напекла.
Со временем Анна с Гаврилой сыграли свадьбу, вдова нашла своё счастье. Дочь Варвара простила мать и стала чаще приезжать с мужем в гости.
Алексей уехал в город, где женился на вдове, а в соседний особняк летом приезжала вдова покойного бизнесмена добрая женщина. Она первой зашла познакомиться с Анной, принесла пирог и подружились.
Анна Петровна узнала никакой страшной болезни у Алексея не было, просто никогда не мог работать, только пил и ел, а его брат жалел и помогал, надеялся, что свежий воздух исправит. Не исправил. А у Тони с Гаврилой зажилась добрая жизнь, и ни одной ночи в доме не было больше страшно.


