Наша бабушка, Анна Фёдоровна, недавно отметила своё восьмидесятилетие. Неделю назад она выставила за порог моего старшего брата Павла и его жену. После этого почти ни с кем не разговаривает. Стоит сказать, что мы собираемся к ней заглянуть, сразу кладёт трубку. Дверь теперь никому не открывает.
Почему Павел с женой перебрался на съёмную квартиру, он мне так и не объяснил. Особо я, признаться, и не удивилась поступку бабушки брат всегда относился к жизни легко, о будущем не заботился.
Когда Анна Фёдоровна осталась одна и в её трёхкомнатной квартире в центре Ярославля стало просторно, родня собралась на семейный совет. Разумеется, бабушку саму не пригласили. Вопрос был один, но очень важный: как ей жить одной в таком возрасте?
Тётя Лариса сразу предложила поселить к бабушке свою тридцатилетнюю, нигде не работающую дочь Варю. При том, что всем хорошо известна была характерная для Вари легкомысленность и равнодушие.
Другая тётя, Марина, тоже не осталась в стороне она решила, что бабушке будет удобнее в маленькой «однушке», чтобы экономить на квартплате:
Молодым сейчас сложнее, пусть Анна Фёдоровна не переплачивает за лишние метры. А свою квартиру можно сдавать, рассуждала Марина.
Дядя Василий предложил забрать бабушку к себе, а в её квартиры поселить своего сына Илью. Логика в этом, конечно, есть: нелегко ведь одной женщине в восемьдесят жить. Пусть молодёжь осваивается на новом месте. Все эти планы преподносились как проявление заботы.
Я волнуюсь за маму! Так она будет в любящих руках, уверял дядя Василий.
У бабушки уже жил его старший сын, теперь Василий хотел подселить младшего. Отец возразил единственным из всех: нужно дать Анне Фёдоровне право самой решать, как ей жить. Родственники же были возмущены его словами.
Самой настойчивой оказалась тётя Лариса, потому все согласились на её дочь Варю. Варя моментально стала собирать вещи, а бабушку поставили в известность по телефону. Но как только прозвучало предложение Вариной переездки, Анна Фёдоровна просто бросила трубку.
Варя всё же приехала к бабушке, по дороге размышляя, где сделает ремонт и как обставит квартиру. Но вопреки ожиданиям, бабушка дверь не открыла. Только выставила на коврик у двери банку домашних солёных помидоров: мол, на вот, внучка, и иди с миром.
Как можно так жить одной? возмущалась позже Варя. Говорит, что за восемьдесят лет толком не жила, вот теперь и хочет сама пожить! Что будет, если ей станет плохо? А если заболеть одна? Старость дело серьёзное и опасное!
Бабушке всё равно! Она всю жизнь прожила с родителями, потом с мужем, потом с детьми, затем с внуками, а теперь захотела побыть одна это же абсурд, да ещё и в большой, светлой квартире! Надо уступать место молодым!
Только отец проявил мудрость. Жить бабушке одной опасно тут родственники, надо признать, были правы: мало ли что случится. Бабушка после выселения Павла поменяла все замки, так что даже у детей не было новых ключей. Восемьдесят лет каждый день подарок, но и каждый новый день может преподнести неожиданность.
Папа, посоветовавшись с мамой, решил установить в коридоре видеокамеру. Теперь любые беспокойные родственники могли своими глазами убедиться, что с Анной Фёдоровной всё в порядке вот она бодро идёт мимо камеры, иногда даже корчит забавные рожицы. Бабушка сама за коммуналку платит, тем более что платёжки у неё небольшие одна в квартире живёт. От помощи в быту отказалась категорически: только чтобы никто не мешал.
В итоге все довольны: и родственники за спокойствием следят, и бабушка счастлива, что может заниматься своими делами без вмешательства. Вот до чего дошёл прогресс новая техника помогла оградить себя от нежеланных гостей.
Кончилось всё хорошо: бабушка до сих пор никого к себе не пускает, даже на чай. Вчера я зашла, а на лестнице баночка варенья из вишни. Бабушка, видимо, по-прежнему боится потерять свободу и независимость. Но мне бы хотелось, чтобы она нашла гармонию между уединением и радостью общения.
Жизнь иногда требует уметь отстаивать границы, даже если тебя не понимают близкие. Настоящая забота уметь дать дорогому человеку свободу, даже если это сложно принять.


