Двойня?! вырвалось у Ирины Сергеевны.
Женщина изо всех сил пыталась спрятать свое отчаяние, но из этого получалось только что-то между лягушкой и кислым огурцом. Варя отлично понимала: ждать хоть крошки искренних чувств от свекрови себя не уважать. Ирина Сергеевна ни разу Варю открыто не любила, всегда считала, что сыну могла бы найтись невеста и посолиднее. Хотя знакомые, наоборот, шептались: мол, Стасу повезло, что Варя на него вообще посмотрела.
К двадцати трём Варя уже окончила экономический факультет, устроилась работать в сеть частных клиник, зарплата рублей хватает, на жизнь не жалуется. Да, да, из городка не самого крупного Клинцы, где папа её был директором фабрики, а мама преподавала экономику в местном университете. Как ни крути, дурой или хамкой Вара не была. Только вот Ирина Сергеевна всё ей твердит простушка, ничего не добьётся.
Ну я вас поздравляю… Двойная радость! процедила она сквозь зубы.
Правда, участвовать в «двойной радости» сама Ирина Сергеевна и не думала. Беременность у Вари шла криво-косо сначала напугали выкидышем, потом преждевременными родами. Варя стабильно лежала в больнице, то на сохранении, то просто капает капельницы Стас мотается к ней почти ежедневно, а свекровь, что живёт в паре остановок на троллейбусе хоть бы одним глазком проведать. Ни разу!
На выписку к внучкам тоже не пришла. Сколько Стас ни уговаривал в первые сорок дней бабушка даже на пороге не появилась.
Не положено мне, понимаешь! А вдруг инфекции какие, малыши же! Пусть подрастут, тогда и познакомимся.
Малышкам исполнилось уже три месяца, когда Варя встретила свекровь у магазина. Ирина Сергеевна вытянула улыбку до ушей и сквозь зубы проговорила:
Ну как вы, девочки?
Варя улыбнулась искренне:
Гуляем вот! Колясочка, конечно, слон в коридоре, ну а что делать свежий воздух важнее!
Свекровь кивнула и уже собиралась свернуть в сторону, как вдруг заметила знакомую к ним семенила активная, вечно базаристая Галина Петровна.
Ирка! Привет! Это, что ли, твои внучки?
Да, Галь! Вот моё богатство!
Варя помнила Галину Петровну по корпоративам осторожно поздоровалась.
Обалдеть, две! Варенька, как же ты, худенькая, справилась? Герой просто!
Варя у нас герой! тут же подтвердила Ирина Сергеевна, прижимая к груди невидимый орден бабушки.
Варя чуть не подавилась. Только что свекровь готова была убежать, а тут вдруг бабушка года, шоколадные медали раздаёт. Пока две подруги трещали об умилительной двойне, Варя стояла в ступоре, слушала куски разговора: «вот Варя справляется, а я ей, конечно, помогаю, как умею»… Тут бы и ежу стало ясно фантазия у Ирины Сергеевны развита на отлично, только папуасские сказки не пишет.
Наконец, Галина Петровна вспомнила, что не за булкой же шла.
Всё, мне в Сбер, очередь займут! Целуйте там всех!
Ирина Сергеевна перешла обратно из роли доброй бабушки в Минотавра. Лицо обнулилось, коротко помахала Варе и исчезла за углом.
Вечером Варя рассказала Стасу эпопею. Тот только плечами пожал:
Варь, ты что, удивляешься? Мама с нами в детстве вообще не парилась. Помню, ещё рассказывала всем, что она с нами до поздней ночи уроки делала. На самом деле, она в это время сериалы свои совковые смотрела, а я с Ленкой математику объяснял. Про Лёнку то же самое: якобы гуляла с ней по три часа, а на самом деле делала прическу, а сестру я выгуливал у подъезда… Не порть себе нервы, серьёзно!
Про такие истории Варя слышала сто раз, но каждый раз удивлялась, когда становилась главным героем спектакля.
***
Шли годы, а Ирина Сергеевна всё так же держалась особняком от семейной жизни: внуки были как включённая реклама по телевизору слышала, но не смотрит. Но тут судьба подшутила вылезая из каршеринга, свекровь подскользнулась и сломала ногу.
Ну что, сынок, я у вас поживу! торжественно заявила супружеской чете.
Стас и Варя переглянулись сценарий был очевиден, как выпуск «Песни года». Отказать не смогли совесть же русская.
Начался такой трэш, что впору было заводить блог «Жизнь с мамой». Спальню свою освободили, сами теснились в детской. Свекровь требовала борща, общий пульт, уборку по всем фронтам и ежедневно свежий хлеб из ближайшего «Пятёрочки». Помогать надо было даже мыться и, конечно, чашку чая не забыть на столик принести.
Двойняшкам было по два с половиной Варя пробовала вернуться на работу хотя бы на полставки. Девочек отправили в садик. Каждое утро была борьба века: уговаривали, кормили, заплетали косы, вытаскивали из мягких одеял с громкими протестами.
Однажды, когда все только одевались на выход, у Стаса зазвонил телефон:
Мам, чего ты звонишь? Ты же за стенкой!
Я не могу встать у меня нога!!!
Мам, у тебя костыль остался, мы тебе его давали
Тсс, Иван Степанович! Для того, чтобы высказать претензии, мне вставать не требуется!
Мааам, что там?
Мне категорически не нравится ваша реорганизация по утрам. Дети топают, визжат, портфель хлопнули! Я не высыпаюсь!!!
Хочешь выспаться давай детей с собой оставим? Стас распахнул дверь, гремит, как начинённый котёл.
Ирина Сергеевна заткнулась с выражением лица «доктор, удаляйте всё!». Спустя два дня собрала вещи и съехала даже гипс не сняли. Стас только плечами пожал. Варьку, правда, немного совесть мучила ну не хотела же она, чтобы муж с мамой ругался.
***
По пятницам Варя работала с утра до обеда: приходила за девочками, вели домой, покупали зефир и смотрели полнометражный мультфильм. Обычно семейная идиллия, но не тут-то было: звонок в дверь.
На пороге, как всегда с загадочным выражением лица, стояла Ирина Сергеевна, а за руку держала Петьку сын Лены.
Варвара Ивановна, пожалуйста, Лена оставила мне Петю. Но мне срочно в парикмахерскую надо и ещё, дел по горло. Посиди пару часов! Клянусь, не больше!
Петька парень спокойный, чуть младше девочек. Варя склонилась к нему:
Ну что, посидишь у меня?
Петя кивнул. А когда Варя поднялась свекрови след простыл, в лифт упорхнула.
А когда вас ждать?
Часа два, не больше!
***
Стас пришёл в семь. Видит: Петька сидит на кухне и таскает котлеты в обе щеки.
О, здорово, мужик! Гости к нам? А где Лена?
Варя только руками развела:
Не поверишь, свекровь привела, оставила «на пару часов». Уже почти пять прошло…
Стас напрягся.
Так, а Ленка где?
Я ей не писала… Не хотелось Ирину Сергеевну подставлять, всё-таки ей доверили.
Варя, ты человек добрейший, но это уже за рамками! Мама вообще не сказала, куда пошла?
Нет…
Всё, сейчас будет звонок.
Стас позвонил сестре. Та клятвенно пообещала забежать побыстрее.
***
Восьмой час. Дети играют, взрослые уже собираются чай пить. Ждут даму сердца точнее, маму.
Ребят, может, не ждать, детей пора укладывать…
Варь, сегодня не уложим уложим завтра, но маме вопрос задать надо.
Тут звонок в дверь. Варя открывает.
Всё, давай Петьку! без церемоний заявила Ирина Сергеевна.
Варя сглотнула нервы. Тут к двери подошли Стас и Лена.
Мам, ну у тебя с совестью вообще как?
Вы со старшей матерью так разговариваете?!
Не переводи стрелки! Я тебе ребёнка отдала, а ты на Варю свалила?! Ты вообще нормально себя чувствуешь?
Ой, да ладно, чего ты! У Вари двое, третий ей не помеха. Я же не по магазинам пошла дела у меня!
Стас едва не вздрогнул:
Какие дела? Ты спросить могла, свободна она или нет?
Господи, да о чём спрашивать, три ребёнка, подумаешь!..
Где ты была? грозно спросил Стас.
И тут Лена вдруг загоготала:
Утром мама была с волосами по плечи, а сейчас каре! Лак на ногтях утром красный, сейчас розовый. Ну и, видимо, салон красоты, маникюр, всё как по расписанию!
Ирина Сергеевна поморщилась, слов подобрать не смогла.
Стесняться тебе не стыдно, мам? Раз в сто лет о помощи просят и то сваливаешь! Может, Варьке тоже хочется маникюр и парикмахера?
Тут Ирина Сергеевна и взорвалась:
Боже, Иван! Какой маникюр, какая стрижка! Она же у тебя простушка из Клинцов, что с неё взять?! Всегда была всегда будет!
В комнате повисла тягучая пауза. А потом грозное:
Пошла вон!
Стас подхватил маму под локоток и мягко, но решительно вывел к двери. Дверь захлопнул. Варя стояла, всхлипывала. И Стас, и Лена принялись её обнимать и успокаивать.
Было грустно и обидно. Но Варя вдруг осознала Ирина Сергеевна не особо жалует никого, и пусть бы придумала себе хоть миллион сказок о прекрасной бабушке. Проблема не в Варе просто некоторым людям ты всегда не угодишь, и силы рыпаться нет.
С тех пор общение со свекровью резко пошло на убыль. Стас с Леной иногда помогали матери по мелочам, но на этом всё ограничивалось. Ирина Сергеевна долго дулась на всю семью, но, как истинная русская бабушка, со временем снова появилась на горизонте не стареть же одной! Правда, внуков к ней подпускали только в виртуальном формате. Лишь однажды Варя заметила в статусе свекрови в WhatsApp фотку всех троих внуков и подпись: «С днём бабушек обо всем мире! С любовью, ваша вторая мама». Варя горько усмехнулась, а вечером Стас с Ленкой так шутками её разобрали, что Варька чуть не подавилась чаем. Смеяться вроде бы грешно, но как тут устоять?


