ЧТО СОКРАТИШЬ ТО УЖ НЕ ВЕРНЕШЬ
Когда Таисия показывала друзьям свои свадебные фотографии, неизменно вздыхала с сарказмом:
Ох, и измучилась я в этом платье! Прекрасное, конечно, но тяжелое, как броня! В следующий раз если вздумаю замуж выходить выберу что-нибудь легкое и воздушное.
Все были уверены, что Тая шутит. Смеялись вместе с ней. Кто мог поверить, что Таисия, обвенчавшаяся по большой любви, всерьез думает о следующем браке? Их с Олегом история началась как простой курортный роман. Тае двадцать один, Олегу двадцать восемь…
Жаркий август, усыпанный солнцем черноморский берег, терпкое шампанское, в небе горят самые яркие звезды… Всё это переплелось в единый вихрь, и вот заявление в ЗАГСе. Олег до этого сплоховал: разводился со второй женой, Тая же собралась и переехала к нему из Ярославля в Санкт-Петербург. За следующие десять лет этот маршрут станет для нее родным и даже болезненно знакомым.
Но сначала пришлось им снимать жильё Олег квартиру свою с отвагой оставил второй жене. Та билась в истериках: то обещала выпить все таблетки, то пугалась кислотой, то грозилась броситься из окна если он уйдет по-настоящему!
Время шло, бывшая супруга постепенно затихла. Может, Олег пообещал что-то в ее адрес? О первой жене он вспоминать не любил тот брак продлился всего полтора года, разошлись тихо, без бурь: не сошлись характером. А после еще и устроил первую жену замуж за собственного приятеля на редкость благородно.
Со второй женой Олег выдержал дольше три года, но и то, как выяснилось, чересчур: была она женщиной странной, детей даже не звала детьми, а «человеческими детенышами»…
Тая на все эти драматические повороты смотрела с удивительным спокойствием. Она была уверена в себе, своей красоте и особом таланте. Олег носил ее на руках, считал, что нашел с ней свой земной рай. Цветы всегда охапками, шубы сразу несколько, про обувь даже и говорить нечего. Тая могла менять туфли хоть ежедневно. Муж возил ее и в Лондон, и в Париж, и на Байкал для расширения кругозора и чтобы набраться сил перед рождением первенца.
Вскоре родилась дочь Марьяша. Пока Тая с малышкой возилась, Олег купил дом, обставил лихо, заботился о семье, как умел.
В новый дом справили новоселье, Марью отдали в детский сад. Тая упорно решила заняться самообразованием, но учиться ей хотелось только в Ярославле там подружки, мама, знакомые, даже чужие люди кажутся душевнее. Под родными березами сердце чувствует себя спокойно.
Марью Тая без капли сожаления оставляла на свекровь, женщина души не чаяла во внучке. Сама уезжала на сессию учиться. Олег же страдал: ревновал жену, устраивал смешные засады, «случайно» появлялся в университете за тысячи километров, подстерегал ее после лекций. Но Тая поводов не давала если бы знала, как это кажется со стороны…
На самом деле Таю тяготили быт, обязанности и материнство. Учеба казалась ей спасительной высотой: не мыть полы и не стирать, не воспитывать мужа и дочь… Ей мерещилось, что кто-то другой проживает за нее эту рутину, а жизнь утекает мимо.
Пару лет спустя в ее сумочке лежали три красных диплома. Основная специальность психолог. Все документы с собой: она с воодушевлением искала работу. Олег против:
Деньгами не обижены, Таюша! Да я же с ума сойду, поджидая тебя с работы! Может, второго родим сын или дочка, неважно, лишь бы ты была рядом.
Тая отнекивалась: второго ребенка не хотела. Миссию, считала, выполнила: родила дочь, подарила Олегу наследницу. Этого достаточно.
Свекровь, услышав мудреные объяснения снохи, предложила самой заняться воспитанием Марьюшки мол, пока Таисия не поумнеет и не повзрослеет. Тая с легким сердцем согласилась и тут же уехала домой, даже не предупредив Олега. Позвоню из Ярославля, подумала она.
Но в Ярославле ее встретил… Олег. Он уже изучил жену вдоль и поперек:
Таисия, а где Марьюшка? Почему ты здесь, а не в Петербурге? Олег возмущался, сжимая кулаки. У тебя кто-то есть?
Олежка, не накручивай себя. Нет у меня никого. Просто мне… скучно с тобой. Свободы, вот чего хочу.
Свободы? От меня? От дочери? А любовь куда подевалась улетела, да? Может, это у тебя кризис среднего возраста вместе переживём, Таюша. Пустяки…
Не переживём, с холодом ответила Тая.
Олег кинулся к теще. Мать развела руками:
Я тут бессильна, Олежек, разбирайтесь сами. Таю я не переубедю, у нее характер кремень!
Олег вернулся в Петербург один. Не понимал: что делать, как вразумить жену, как соединить расколовшуюся семью?
Тая не появлялась. На звонки отвечала коротко: «Всё хорошо».
Шло время…
Олег решился: продал дом, забрал Марью и поехал в Ярославль. Всё для спасения семьи. Но Тая встретила их холодом. Дескать, зачем нервировать дочь, зачем менять школу? Марьюшка привыкла к бабушке. На самом деле Тая наслаждалась свободой и не хотела от неё отказываться: «Жить, как птица вот мой девиз!» Она открыла ателье, сняла квартирку, у нее появилось масса поклонников. И вдруг снова муж, дочка?
Она решительно вычеркивала из памяти прежнюю жизнь. Для нее всё давно было прожито другой женщиной.
Олег не послушал ее доводов, перевез Марью в Ярославль. Надежда на возрождение семьи все еще жила. Сначала он встречал Таю с работы, приводил дочь (Марьюшка вылитая мать). Все напрасно: Тая мрамор, никакие чувства не тревожат ее. Вскоре она сказала:
Олег, оставь меня! Надо разводиться. Марью можешь привести.
Но Марье уже было одиннадцать. Она не нуждалась в приюте у нее был отец, бабушка, которая ее холила и лелеяла. Она любила маму, но не понимала: как мама могла вот так просто уйти?
Время уходит, его не остановишь.
Жизнь идет своим чередом. За все приходится платить.
Олег перестал цепляться: понял к сердцу Таисии не пробиться. Судьба подарила ему простую русскую женщину. В отличие от Таисии, она стояла крепко на земле, без этих «взлетов». Теперь они живут в деревне: у женщины двое сыновей от первого брака. Лондон с Парижем ей не были нужны «Б бы резиновые сапоги для грязи да телогрейку потеплее, говорила, чтобы по хозяйству бегать и детей в люди вывести». Вот и всё.
Олегу с ней спокойно, надежно, уютно. («Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного».) Вскоре и у них родилась девочка. Лишь теперь он обрел счастье. С четвертого раза, но зато настоящее. А первых трех браков предпочитал не вспоминать.
Таисия живет с матерью. В доме мамы. Один из бывших деловых партнеров однажды пообещал ей золотые горы, а потом оставил ни с чем. Ателье разорилось, женихи как вода сквозь пальцы утекли. Работает она теперь школьным психологом. Диплом не потерян, пригодился. Грустит ли она? Кто знает… Вот у русской души дна не достать! Может, у Таисии когда-нибудь в сердце затеплится искорка раскаяния.
Марьюшка, уже взрослая, выходит замуж и живет с бабушкой той самой, которая ее вырастила, в Петербурге.
В день свадьбы на Марье было легкое, воздушное подвенечное платье. Это ей подарила мама Тая…


