Дим, Дим, просыпайся, Глаша опять плачет!
Димушка чувствовал, как крошечный Сашка потянул его за рукав, но глаз открыть никак не мог. Спать хотелось так, что можно было бы крикнуть брату, а потом сунуть голову под подушку и снова погрузиться в тёплую тьму. И лучше, если там не будет никаких снов, потому что уже сегодня приснился отец, который сел на крыльцо бабушкиного дома, погладил по голове и спросил:
Как ты, сыночек? Трудно? Прости, что всё так вышло Не хотел я Глаша опять плачет Ты слышишь
Димка вырвался из полудремы и почти упал с кровати. Глаша орёт так, что даже он проснулся. Саша сидел на своей кровати и наблюдал, как старший брат выпутывается из одеяла.
Долго орёшь? Дим приподнял нестрогие волосы пятёркой и подошёл к кроватке сестрёнки. Ты же моя горластая! Что так крикушь? Мамы нет, ещё рано. Она только утром придёт. Иди сюда!
Глаша уже была почти пурпурной от крика. Дим ловко вытащил её из кроватки, кивнул Саше, который уже тащил чистый подгузник и прижал к себе малышку.
Ох, ароматная ты моя! Всё правильно! По делу орёшь! Только потише, а? Соседи ещё не проснулись? Подожди, сейчас всё уладим.
Девчонка, услышав знакомый голос, слегка притихла, а через несколько минут уже бодро зачмокала смесь из бутылочки, которую приготовил брат.
Обжора! Дима коснулся губами лба Глашеньки тем привычным жестом, который говорил сам за себя: это далеко не первый раз, а градусник ему совсем не нужен, чтобы понять, есть ли у сестры температура. Не могла маму подождать? Да, правильно. Она придёт уставшая, а мы пока здесь. Давай, доедай, пока есть время. Санёк! Дим бросил взгляд на брата и улыбнулся. Вот кто у нас правильный! Уже спит! Не то, что мы с тобой, да, Глаша?
Полугодовалая Глаша сонно причмокнула ещё раз и выпустила соску. Дим осторожно, чтобы не разбудить её снова, уложил сестрёнку к себе на плечо и пошёл по комнате, поглаживая её спинку.
О! Молодец! Теперь можно в кроватку! Дим осторожно уложил её и посмотрел на часы.
Ложиться или нет? До подъёма ещё часполтора, но у него пятёрка по биологии и двойка по физике. Он, конечно, сам виноват: вместо того, чтобы слушать физику, играл в «Морской бой» с Валерой. Глупо вышло, но теперь придётся наверстывать парочку абзацев, иначе на родительском собрании будет неловко.
Дмитрий! Это совсем не годится! Ты постоянно опаздываешь! Ещё раз и в кабинет директора! крикнула мать.
Как будто можно объяснить, что опаздывает он не по своей воле, а потому что мама иногда задерживается на работе. Поэтому Димке приходится оставаться с Глашей, а потом бегом отводить Сашу в детсад. Бросать детей одних дома нельзя маме тогда будет не лёгко. Если бы папа был жив, всё было бы проще, но его уже нет, а бабушка выгнала их из дома, когда они только переехали в новую квартиру.
Дим не хотел думать о бабушке. Он не знал, изза чего начались скандалы с мамой, но догадывался: бабушка всегда была крикливой, не стеснялась выражений. После поминок она пришла, подождав, пока мать выпроводит детей, и набросилась с упреками.
Ты во всем виновата! Воспитала целый выводок, как крольчиха, а теперь что? Приходится работать! Какое сердце такое выдержит? Совести у тебя нет! Ты виновата, что сына моего больше нет!
Димка не выдержал, выскочил из комнаты и, не обращая внимания на плачущую мать, подскочил к бабушке.
Не смей так говорить! Ты ничего не знаешь! И маму не обижай! Папа нас любил! Поняла? И Глашу, и Сашу тоже. Мы с ним, а не мама. Она его отговаривала! Никакой помощи, только ругань! Нельзя детей в такой обстановке растить! Ты всегда только ругаешься! Зачем ты к нам приходишь? Мы больше не живём с тобой!
Дима до сих пор помнит тяжёлый взгляд бабушки, когда она открывала и закрывала рот, раздумывая, что ответить. И как потом сказала:
Мал ещё, чтобы голос на меня поднимать
Сейчас за маму заступиться некому. А я её обижать не дам, поняла?
Бабушка посмотрела свысока на мать, потом покачала головой и ушла. Дим иногда видел её в городе, но делал вид, что не знает. Она останавливалась, когда замечала его, но не пыталась заговорить. Дим боялся, что она придёт, когда его не будет дома мать и так нервничает. Она и так Глашу кормить не смогла после отца, молоко пропало. Если Глаша будет всё время плакать, будет плохо.
Плохо будет, точно! Как у Полинки из трёхквартирного дома: мать всё время пьёт, соседи жалуются, её забирают в детский дом. Дим однажды пробрался туда с пацанами через хлипкий забор. Они засиделись, пока Полина не вышла на прогулку, и он отдал ей все конфеты, что мать купила. Мама потом погладила его по голове и сказала, что гордится сыном, но он всё равно не смог помочь.
Мама Димкина, конечно, не пьёт, но отговорки могут быть любые. Тётя Рая, соседка, опять жаловалась, что Глаша кричит слишком громко. Что сделать? Сестра ещё маленькая, у неё болит животик, режутся зубки. У неё уже три зуба, как сказал врач. Она даже Сашку цапнула за палец, чуть кровь пошла. Хорошие зубы крепкие! Теперь надо следить, потому что она в рот всё тянет. Вчера заснула с зайцем Сашкиным в обнимку, а брат сначала рассердился, потом ничего не сказал.
Будильник тихо прозвенел, и Димка поспешил его выключить. Пора собираться: ему в школу, Сашке в садик. Мама уже на подходе, надо успеть приготовить завтрак.
Димка закончил готовить бутерброды, когда в прихожей щёлкнул замок и мама вошла, скидывая старенькое пальто. Она обняла Диму, обхватив его щеки и заглянув в глаза:
Доброе утро, мой рыцарь!
Доброе утро, моя королева!
Как дела?
Глаша ночью опять орёт. Дал ей бутылочку, гелем десны намазал, успокоилась.
Новый зуб вылез?
Пока нет, но десна опухла. Температуры нет.
Хорошо. ДимДим, что бы я без тебя делала?
Мам я вчера бабушку видел опять.
Зоя замерла, пальцами зацепив сына.
Она чтото говорила? Вы разговаривали?
Нет. Стояла у подъезда, смотрела в окна. Подошёл отвернулась и ушла.
Зоя кивнула, но быстро поняла, что сын её не видит. Она взяла его за подбородок, глядя в глаза:
Дим, не сердись на неё, ладно? Она сложная, но всётаки ваша бабушка. И пусть меня не любит, но вы её внуки ты, Саша и Глашенька.
Почему она ругается, что нас много?
Ох, сынок Зоя устало опустилась на стул. Некоторые считают, что жить надо только так, как они считают правильным.
Почему? Почему они думают, что знают лучше?
Не знаю. Может, считают, что возраст и опыт дают им право. Частично это верно, но молодым тоже надо ошибаться, учиться.
У этих людей всё получается!
Точно! улыбнулась Зоя. Как быстро летит время! Ты уже в седьмом классе, почти взрослый.
Зоя погладила сына по щеке и спросила:
Если увидишь бабушку ещё раз, не ругайся, ладно? Если она захочет чтото сказать, просто послушай, а потом решай. И ещё забудь всё, что услышал в тот день. Когда приходит горе, человек меняется, может говорить страшные вещи, но это от боли потери.
Димка не совсем понял, но убедился, что мать слишком добрая, оправдывает бабушку.
Он взглянул на часы и подпрыгнул:
Чёрт! Валентина Михайловна сегодня меня съест! Я уже на первый урок опоздал!
Пойдёшь ко второму! Зоя схватила сына за старенькую футболку и посадила за стол. Ты же не завтракал!
Нет времени, мам!
Ничего! Школа не убежит! Скоро тебя ветром унесёт! Вон, какой худой стал!
Зоя пододвинула тарелку с бутербродами и вышла, чтобы разбудить Сашу.
Через полчаса Дим уже мчался к школе, крепко держась за руку прыгающего брата.
Дим, Дим, а ты вечером со мной поиграешь?
Обязательно.
Научи меня рисовать мотоцикл?
Научу.
А машинку?
И машинку.
Сашка! Я тебя чемуугодно научу, только сейчас закрой рот, потому что на улице мороз, быстрее шагай, договорились?
Ага!
Саша радовался, что получит старшего брата на вечер, и молчал, лишь время от времени поглядывая на Диму.
Дим, Дим, а ты сердишься?
Дим вырвался из мыслей и удивлённо посмотрел на брата.
Нет. С чего ты взял?
Не знаю. Ты молчишь, глаза как шашки чёрные, круглые.
Просто задумался! Ладно, беги, не балуйся, понял? Мамке не скажу. Сам разберусь.
В угол поставишь? спросил Сашка, а Дим указал пальцем.
Не буду учить тебя машинку рисовать!
Не надо! Саша замотал головой. Дим, я буду вести себя хорошо, если Наташа опять мне воду в кровать не нальёт. Тогда я ей дам, а машинку нарисуем завтра, ладно?
Саша, девочек обижать нельзя.
Наташа не девочка! Она вредина!
Всё равно нельзя. Мы не знаем, какой Глашенькой вырастет. Может, тоже будет вредина, а пацаны её будут обижать? Что тогда?
Бить будем? Саша приподнял светлые бровки.
Кого?
Не Глашу! возмутился Саша. Пацанов!
А! Ну, это уже по обстоятельствам. Но лучше без кулаков. Папа говорил, что дерутся только странные люди, нормальные сначала думают.
Дим снял со Саши свитер, накинул рубашку и подтолкнул к двери в группу.
Шагай! Я вечером за тобой приду!
А почему не мама?
Мама сегодня раньше уйдёт на работу. Скоро праздники, в магазине много дел.
Понятно! Саша кивнул. Он знал, что мама работает товароведом в большом круглосуточном магазине. Они однажды ходили к ней на работу, Саша даже боялся потеряться и держал брата крепко.
Валентина Михайловна держала слово. В тот же день Дим пришлось идти в кабинет директора. Он молчал, пока она перечисляла все его «подвиги», реальные и вымышленные.
Очень сложный мальчик! сказала Марина Сергеевна, глядя на Диму. Нужно чтото делать, иначе будет учёт в ПДН, а нам неприятности.
Чаю хочешь? спросила она, щёлкнув электрическим чайником и доставая коробку «Птичье молоко».
Да, пожалуйста.
Ты опаздываешь не потому, что хочешь?
Нет.
Помогаешь маме?
Да.
Глаша ещё маленькая, ей трудно, а ты уже почти взрослый.
Ты уже не ребёнок, Дима. Ты уже мужчина! Это меня радует. Если не растеряешься, мама будет гордиться. Я не стану ругать за опоздания, но прошу приходить в школу вовремя. Что касается Валентины Михайловны, не переживай, я поговорю с ней.
Дим кивнул и съел конфету. Как говорил папа, лучше молчать, если не знаешь, что сказать.
Ты голоден? спросила Марина.
Нет, уже позавтракали. Дим ответил автоматически, потом вспомнил. Мама нам завтрак приготовила перед уходом, ругалась, что я худой.
Это нормально в твоём возрасте, вы же как электровеники весь день носитесь! рассмеялась она.
Одноклассники, ждшие у двери, засыпали вопросами, но Дим лишь отмахнулся:
Мама ругалась, что опаздываю. Не хочу её расстраивать.
Он сел на подоконник, открыл учебник физики. Утром не успел дочитать абзац, может сейчас получится?
Дима, не волнуйся! сказала физика, увидев пятёрку.
Дома Дим помог маме убираться, «выгулял» Глашу и сел за уроки. Саша вечером не отставал, и им предстояло рисовать и машинку. Погода была плохая, иначе Валера не обиделся бы, что Дим отказывается идти на горку.
Мама уже готовилась к работе, а её подруга, тётя Аня, помогла устроиться в большой магазин. Маме теперь хорошая зарплата, а работы полно, ведь скоро Новый год, и всё готовят заранее.
Мама уложила Глашу и поспешила на работу. Саша, довольный, чиркал в альбоме, а Дим доделал биологию и хотел перейти к алгебре, как вдруг почувствовал странный запах. Повернулся к плите она выключена, но запах усилился. Поняв, что чтото не так, Дим бросился в комнату, подошёл к кроватке, но передумал.
Саша, одевайся! Быстро!
Он быстро натянул брату штаны, куртку и помог обуться. Папка с мамиными документСмеясь, Дим схватил мамин телефон, бросил его в карман и, с Глашей на руках, мчался к лестнице, пока в коридоре уже звучали крики пожарных и аромат спасённого хлеба.


