Мария два года была всего лишь сиделкой для его матери.
Марии удалось выйти замуж за очень серьёзного мужчину. Все её подруги завидовали. У мужа была собственная компания, дорогой, роскошный коттедж, несколько автомобилей и дача за городом. И всё это в тридцать два года.
Мария только-только закончила университет и год работала учительницей. Летом они сыграли свадьбу. После свадьбы муж решил, что незачем жене работать за копейки. Он настоял, чтобы Мария сидела дома и готовилась к появлению детей. Мария не стала спорить.
Первый год был словно сказка. Они с мужем путешествовали, привозили домой кучу впечатлений и дорогих покупок. Правда, Марии было негде носить новые наряды. Подруги работали допоздна, а по выходным занимались семьями. А её муж постоянно бывал на каких-то приемах, но Марии туда не приглашал.
Марии стало скучно. Она не могла забеременеть, чувства к мужу стали холодеть. Каждый день, выполнив все домашние дела, она просто ходила из комнаты в комнату, думая о будущем. Прошёл ещё год. Муж стал всё реже появляться дома, возвращался поздно вечером. Усталый, раздражённый. Говорил, что дела идут хуже, чем хотелось бы.
Сначала он сказал, чтобы жена стала меньше тратить. Потом стал требовать отчёт за каждую покупку и расход. Подсчитывал всё, объясняя, что и на половину суммы можно прожить неплохо. Мария тревожилась. Хотела вернуться к работе, но по специальности вакантных мест не было.
Она решила, что поступит на курсы, но тут тяжело заболела мать мужа. Марии пришлось провести два года рядом с больной. Муж перевёз пожилую женщину к ним домой, а всё хозяйство и уход легли на Марию. Муж стал бывать дома ещё реже.
Когда его мать умерла, он и вовсе отдалился. Почти перестал разговаривать с Марией, стал молчаливым, часто избегал взгляда в глаза, дольше задерживался в офисе, домой почти не заглядывал.
Мария не понимала, что происходит. Её догадки подтвердились, когда она зашла в старую квартиру свекрови, где не была давно. За закрытой дверью она услышала плач младенца. Мария растерялась думала, квартира пустует. Всё же нажала на звонок.
Дверь открыла молодая женщина. Оказалось, что её муж ещё до болезни своей матери завёл другую семью. Позже поселил новую жену в квартире матери.
Для Марии это был настоящий удар. Она понимала: спасти этот брак уже невозможно. Оставив почти всё, с маленькой сумкой, она уехала к тёте в Санкт-Петербург. Не хотела брать ничего, что напоминало бы о несчастливом браке и о том, как нелепо сложилась её жизньВ первые недели Мария чувствовала себя чужой среди серых влажных улочек и бесконечных крыш северного города. Но тётя встретила её радушно: принесла теплый плед, накормила пирогом с рыбой и сказала, что всё обязательно наладится. Впервые за долгие месяцы Мария заснула спокойно.
Сколько бы ни было боли внутри, с каждым днём она училась жить заново. Тётя помогла устроиться на работу в музей. Мария пропадала среди книг, картин и тихих залов, слушала грустные истории туристов и однажды поняла: она больше не жалела о прошлом. На выставках она познакомилась с добрыми, светлыми людьми, нашла новых друзей, вечерами гуляла по Невскому, училась наслаждаться собой и временем.
Спустя год, собирая снежные прозрачные ветки в парке, она вдруг улыбнулась собственным мыслям, почувствовав, как лёгкость возвращается в тело. Будущее больше не пугало её. И когда в музей пришёл молодой преподаватель, чтобы расспросить о работах Врубеля, Мария легко начала разговор. Было что-то родное в его усталой улыбке и теплом голосе.
В этот вечер, когда они вместе закрывали старую дверь музея, Мария впервые за долгое время почувствовала: всё, что её ждёт впереди, дано для счастья. Она шла по мостовой, моросил дождь, и под фонарём отражались первые огоньки города. Мария шла навстречу новой жизни, полной новых встреч, смысла и покоя, и с благодарностью думала: всё, что было, лишь путь к самой себе.


