Разные люди
Анечка росла девочкой не просто непростой настоящим сокровищем. И Иван с Ольгой прекрасно понимали, что сами во всём виноваты, баловали единственную дочку чрезмерно. Но как было её не баловать такая светлая, такая трогательная, и досталась им нелегко. Ольга несколько лет никак не могла забеременеть. К каким только врачам не обращались и в Москве были, и в Новосибирске. Все, как один, разводили руками: здоровы вы, мол, и непонятно, что мешает.
Но если здоровы, почему нет у них малыша? Кто-то из старых московских докторов и посоветовал им поискать целительницу. Нашли где-то под Омском бабушку, та вручила Ольге настойку на каких-то кореньях, велела пить по капле каждый день. Ольга морщилась горько и запах специфический, но, слушаясь, пила. И чудо через месяц забеременела. Мог ли Иван поверить своему счастью? Гордился на весь двор!
Беременность была тяжёлой: Ольгу мучила сильная тошнота, на любые запахи реагировала остро, а руки и ноги отекали так, что казались деревянными. Почти не выходила из дома, плохо спала. Когда начались схватки, Иван только заулыбался с облегчением мол, вот и родится наш малыш но проблемы только начинались. Врачи измучились больше десяти часов, потом решились на кесарево. Девочка родилась слабенькой, истощённой, а Ольга потеряла изрядно крови и два дня пролежала на краю между жизнью и смертью. Всё обошлось, слава Богу. Почти месяц Ольга с дочкой пролежали в детской больнице, прежде чем вернуться домой. Иван заскучал по жене и дочке так, что ворчал, как медведь, но зато теперь был на седьмом небе от счастья.
Вот, думал Иван, теперь-то заживём. Настоящая семья как мечтал!
Когда Ане исполнилось пять, Иван вечером поставил на стол чай и произнёс:
Ольга, нам пора дом строить. Как нам в «однушке» всей семьёй? Сейчас Анечка малютка, а подрастёт У неё должна быть своя комната.
Ольга всегда поддерживала мужа, и идея ему нравилась, но откуда взять столько денег?
Всё продумал, отвечал Иван. Не спеша, по чуть-чуть, построим всё как надо. Главное, не гнать. Получится.
Ольга понимала он прав. Свой дом, просторный, отдельный разве не мечта? Но мечтам не суждено было сбыться. Через полгода Аня тяжело заболела. Всё началось с простуды, потом осложнения уши, лёгкие Бесконечные больницы из одной в другую в Екатеринбурге. Долги росли как грибы, но Аню поставили на ноги. Почти три года ушло на лечение.
О доме Иван теперь и не вспоминал справиться бы с долгами. Ольга видела по глазам, что муж всё равно мечтает, но молчит.
Когда Ане стало четырнадцать, семье удалось рассчитаться со всеми долгами. Дочка росла, росли и её желания: то платье, то пальто, как у подружки Кати. До выпускного рукой подать. Ольга и Иван копили понемногу: как Анечка окончит школу будет отдельная, спокойная жизнь, можно начинать строительство. Но всё вышло не так, как хотелось.
Аня поступила в институт в Санкт-Петербурге и уехала. Родители гордились, конечно. За два года Иван сумел построить стены дома. Пока что вместо окон и дверей стояли доски, но на душе было легче дом! Через два года
В тот день они с Ольгой только приехали со стройки, усталые, но довольные два окна вставили. Вдруг звонок. Ольга идёт открывать, вскрикивает. На пороге Аня с огромным животом. За ней мнётся долговязый парень с длинными волосами.
Аня, что это? Ольга смотрит на живот дочери.
Мама, там наш малыш с Лёшей! Кстати, познакомься, это Лёша. Он теперь будет у нас жить, и мы поженимся.
Лёша лишь кивнул и продолжил жевать жвачку.
Отец тихо подошёл. Все устроились за столом. Первый заговорил Иван:
Аня, почему ничего не говорила?
А зачем, чтобы морали вы читали?
А учёба?
Ой, папа, у Лёши тоже не заладилось на первом курсе бросил, а живём нормально.
Иван посмотрел на парня.
А где Лёша работает?
Пока нигде! Не нашёл ещё то, чем бы хотел заниматься
Иван не выдержал:
На что вы жить собираетесь, если оба без работы да ещё и малыш на подходе?
Аня удивлённо пожала плечами:
Родители же у меня есть!
Иван ушёл на кухню, чтобы не наговорить лишнего. Ольга вышла через пару минут. Молча смотрели в окно. Позже, вечером, Иван предложил:
Нам, Оля, надо переезжать в дом. Одну комнату обустроим, а квартиру молодым оставим свадебный подарок.
Ольга согласилась. Новость обрадовала детей. Иван с Ольгой взяли только самое необходимое, чтобы молодые чувствовали себя по-домашнему.
Вот, Аня, квартира теперь твоя. Управляйся.
Обнялись и уехали в недостроенный дом. В нём ещё ничего не было, но Ольга не унывала. После работы готовила, стирала в корыте, воду таскала с колонки за триста метров, а потом помогала Ивану. Камни таскали, раствор месили. Иван берёг жену, но она не хотела, чтобы он надрывался один. Аня изредка навещала всегда просила денег. Родители помогали, но стройка съедала всё.
Как-то не выдержал Иван, приехал к Ане с Ольгой:
Лёша всё ещё нигде не работает?
Пап, нелегко хорошую работу найти. На стройку за копейки не пойдёт!
А что ему, семью не надо кормить?
Аня попыталась возразить, но Иван сказал:
Хочу сам услышать, что думает твой муж.
Лёша впервые перестал жевать, посмотрел в пол:
Не думал я, что мне придётся кирпичи таскать.
А что ж ты думал? Что женишься, ребёнка родишь, и всё в рот само упадёт? Так не бывает. У тебя теперь семья отвечай за неё!
Когда уходили, Аня провожала на улицу. Иван сказал:
Пусть твой Лёша приедет помогать дом доделывать. Всё равно этот дом вам в итоге останется.
Вот ещё! Это ваша стройка, теперь никому покоя нет!
Больше Иван не настаивал. Молча сел в машину. Ольга в прощальном порыве сунула дочери несколько гривен. Иван сделал вид, что ничего не заметил.
Через неделю Лёша нашёл работу не на стройке, а «помоги-принеси» в какой-то конторе в Киеве. Платили немного, но хоть что-то.
Строительство шло медленно. Рядом по вечерам часто маячил соседский мальчишка лет десяти-одиннадцати. Однажды Иван позвал его во двор. Ольга вынесла чай и печенье.
Как тебя зовут?
Антоша, ответил мальчик, улыбнулся и сел рядом.
Разговорились. Выяснилось: сирота, живёт только с бабушкой, она больная и часто лежит в постели. Растёт самостоятельный. Антоша после чаепития робко спросил:
Можно я помогать буду? Лето, делать нечего, а у вас тут интересно.
С Ольгой переглянулись:
Конечно, приходи, любая помощь пригодится. Бабушка не будет против?
Нет, она добрая.
С того дня Антон стал настоящим напарником Ивана: всё схватывал на лету. Ольге Иван однажды даже сказал:
Научился бы и ты, жена, что к чему в стройке, а то вот у меня теперь помощник парень что надо!
Ольга посмеялась и пошла знакомиться с бабушкой Петровной. Оказывается, та радовалась: чем больше Антоша занят делом, тем она спокойнее.
Учится, помогает, пусть, дело хорошее, сказала Петровна.
Соседи быстро сдружились. Ольга предложила пить вместе чай по вечерам.
Вскоре Аня родила дочку, родители сразу поехали, накупили ей вкусностей и мелочей. Даже Лёша впервые проявил заботу. Вернувшись домой, решили отметить в кругу соседей. Петровна поздравляла, Ольга хлопотала на кухне, Иван жарил шашлык.
Дочь после выписки всё чаще просила мать по дому помочь, но однажды Иван услышал укор Лёши:
Мама твоя зачастила Тут и без них справимся. Своя семья нечего учить!
Ольге стало не по себе, и вскоре она сама стала избегать лишних визитов, только пакет с вкусностями иногда через дверь передавала.
Антон и Ольга с Иваном стали почти родными. Иван отвёз Антошу в город, купил ему костюм и портфель. Петровна была растрогана до слёз.
Время шло. Петровна сдала, заболела и вскоре ушла. Ольга занялась похоронами, а Антон остался жить у них. Уже 14, а куда деваться детский дом никак не хотелось для него, и Иван смог уговорить службу опеки оставить мальчика под опекой.
У Ани тоже пополнение: к ней приехала сестра Лёши с ребёнком, муж выгнал. Квартира стала бедлаком, но Аня не жаловалась. Родители тоже не лезли, а Антон стал для Ивана с Ольгой роднее родной дочки. Всегда помогал, в магазин за продуктами ходил, заботился.
Они с Ольгой вышли на пенсию. Решили Антона надо образовывать, чтобы жизнь дала ему шанс. Антон не подвёл: сам нашёл подработку, получал стипендию ездил по выходным всегда с гостинцами, обнимал Ольгу и Ивана.
А потом Ольга тяжело заболела. Сильно похудела, уставала. Врач в клинике Киева поставил страшный диагноз рак в запущенной форме. Полгода ей, не больше Иван чуть с ума не сошёл. Позвонил дочери:
Аня, мама серьёзно заболела.
Чем могу помочь?
У неё рак, жить осталось совсем чуть-чуть
Позже Аня навестила мать один раз. Когда Ольгу выписывали, доктор сказал, что ей нужен полный уход. Иван взял всё на себя, но когда нужна была помощь, позвонил дочери:
Дочка, приедь, маму надо помыть
Папа, я каждый день не смогу мотаться у меня свои дела. Постараюсь, если получится, но не обещаю.
Иван ждал, звонил бесполезно. Справился сам. Ольга заплакала ночью:
За что нам такое? Тебя мучаю, себя мучаю. Ушёл бы уже скорее
Оля, не говори так Без тебя мне тут делать нечего.
А Антона женить? ответила сквозь слёзы.
Через месяц Ольги не стало. Антон, уже двадцатидвухлетний выпускник, плакал, не стесняясь. Иван берёг от правды, но Антон и сам всё чувствовал.
Антон нашёл работу, снял квартиру, успехи были налицо. Наведывался к Ивану часто, всегда с пирогами, с чаем. Иван давно звал его жить к себе зачем платить, когда дом есть, но парень был упрямым: «Я сам».
Аня появлялась редко то денег, то что-то взять на хозяйстве. Всеми правдами и неправдами мечтала переехать в дом, поднаедала с мужем, но дом был всегда закрыт.
Иван не молодел, после смерти жены болячки полезли сердце болело, появлялась одышка, пил таблетки по рекомендации соседок. Антон, узнав, отругал:
Надо обследоваться, нельзя так к здоровью относиться!
Но Иван лишь посмеивался. Однажды так прихватило, что вызвал Антона:
Плохо мне, сынок
Антон не спросил ничего, только:
Жди, сейчас буду.
Привёз невесту Алёну она фельдшер скорой помощи. Посмотрела, вызвала врачей. Забрали Ивана, Антон и Алёна рядом были всегда. Выписали, Алёна сразу на кухню одёжку сняла, еду разогрела.
Я на два дня заготовлю, вы лишь разогревайте, завтра на смене.
Спасибо, Алёнушка, ты добрая.
Через день пришла Аня осмотрелась, спросила про здоровье, развернулась и чуть не в приказном тоне:
Папа, ну что ты жалуешься вечно? В больнице лежал там же врачи были. Чего я туда поеду? Всё равно не легче бы стало.
Ты моя дочь, ответил Иван, твоя поддержка нужна.
Хватит жалоб! Не могу слушать это нытьё!
Иван впервые не сдержался:
Когда мать лежала ни разу не приехала, ко мне тоже не хочешь Иногда думаю, а своя ли ты мне дочь?
Аню словно прорвало:
Когда ты уже сдохнешь? У тебя дом большой а мы в своей тесноте мучаемся! Надоело! Живёшь как овощ, только и мешаешь
Иван не удивился. Словно всё так и должно было быть Лег спать, надеясь, что Ольга приснится посоветоваться надо, ведь решение уже принято.
Утром позвонил Антон:
Как вы, Иван Петрович?
Идёт на поправку, свадьбу твою мечтаю отметить, Алёна хозяйка знатная!
Спасибо, она самая лучшая.
Антон, нужна помощь: может привезти нотариуса, чтобы оформить бумаги дома?
Конечно, будет через пару часов.
К трём дням нотариус был на месте, всё оформили. Вечером Иван сел писать письмо.
Антон, если ты это читаешь, меня уже нет. Ушёл я к своей Ольге. Ты для меня стал сыном, и я желаю тебе и Алёне добра. Дом этот пусть будет твоим свадебный подарок. Не обижайся, не спорь ты заслужил, ты наша семья. Мы с Ольгой так решили.
Последние дни Иван ясно чувствовал: время пришло. Казалось, Ольга ждёт, только даёт ему всё закончить. Он положил письмо, фото и лёг.
На следующий день Антон с Алёной пришли нигде не видно старика. Вошли в дом, увидели Ивана с фотографией в руках и поняли всё без слов.
После похорон Антон начал убираться нашёл письмо. Пока он читал, Аня и Лёша ходили по дому с рулеткой, мысленно деля комнаты. Антон показал письмо Алёне она кивнула на Аню.
Вот, письмо твоего отца
Аня пробежалась взглядом, покраснела, взорвалась:
Старик совсем с ума сошёл! Надо было раньше умирать, пока мозги были на месте!
Вылетела из дома злая и чужая.
Вот так прошла жизнь. Оглядываясь, понимаю не в крови родство, а в доброте и человечности. Не зря говорят у нас: свой не тот, кто по крови, а тот, кто по совести и сердцу рядом всегда.

