Прости, Лариса, но после моей смерти тебе придется освободить квартиру, сказал жене Аркадий. Я ее оставлю своему сыну. Я уже оформил всё у нотариуса. Надеюсь, ты не держишь на меня зла? У тебя ведь есть свои дети, они позаботятся о тебе.
Судьба Ларису не баловала. Воспитывалась она в детском доме, родителей своих не знала. Очень рано вышла замуж по любви, но семейного счастья не обрела. Тридцать пять лет назад она осталась вдовой совсем молодой, с двумя детьми ее первый муж Константин погиб неожиданно. Лариса пять лет тянула всё на себе, работала на двух работах, чтобы дети дочка и сын ни в чем не нуждались. Квартира у нее была осталась по наследству от Константина.
Аркадий был старше Ларисы на четырнадцать лет, имел собственную трехкомнатную квартиру в Харькове и зарабатывал хорошо по меркам того времени. Они быстро решили жить вместе, Лариса согласилась переехать. Аркадий почти сразу нашёл общий язык с Амалией дочерью Ларисы, хотя сперва та относилась к отчиму с настороженностью, но вскоре начала ему доверять. Младший сын Станислав стал называть Аркадия папой почти сразу. Аркадий никогда не делил детей на своих и чужих, тратил на них деньги и время, заботился, как о родных. И Амалия, и Станислав были отчиму благодарны за тёплое и счастливое детство.
***
Дети давно выросли и жили отдельно. Амалия рано вышла замуж, переехала к супругу, занялась семьей. Станислав всегда мечтал пойти в армию и тоже уже давно жил самостоятельно. Десять лет назад Лариса позвала детей на разговор.
Я решила продать нашу двухкомнатную квартиру, сказала она. Нужно капитальный ремонт делать у Аркадия. Мебель пора сменить, сантехнику всё заменить. В той квартире всё равно уже никто не живёт, а зря пропадает. Хочу посоветоваться: давайте продадим квартиру, а деньги поделим?
Амалия ответила, не задумываясь:
Я не претендую на квартиру, но, мам, деньги мне пригодились бы Виталию снова нужна операция. Мы всё ещё надеемся его поставить на ноги.
Старший сын Амалии с рождения был нездоров, болел суставами. Его лечение в Киеве и реабилитация требовали много денег. Станислав только поддержал сестру:
Я не против. Мою часть отдай Амалии, ей нужнее пусть Виталику поможет. У меня ипотека почти выплачена, своя квартира уже есть, мне не горит.
Лариса продала квартиру, половину денег отдала дочери, а на оставшееся сделала ремонт в квартире Аркадия. Обновила всё, купила мебель и технику на свои деньги. Тогда она даже не могла подумать, что отдаёт всё чужому жилью, и что спустя тридцать лет Аркадий поступит с ней так жестоко.
Здоровье у Аркадия начало сдавать четыре года назад. Всё чаще жаловался на боли в коленях, иногда по утрам даже встать сам не мог. Лариса уговаривала:
Аркаш, ну сходи уже к врачу! Пройди лечение полегчает ведь! Я с тобой схожу, если нужно. Сам о себе не позаботишься никто не поможет.
Аркадий ворчал:
Я знаю, чем закончится опять назначат кучу дорогих лекарств, толку ноль! С ногами с молодости мучаюсь, теперь, конечно, хуже стало. Возраст.
Амалия всегда поддерживала отчима, как и Станислав, и вместе они всё-таки уговорили Аркадия на обследование. К врачу с ним поехала и Лариса. Доктор покачал головой:
Дело серьёзное, суставы нужно лечить срочно. Как давно вы с этим мучаетесь?
Да уж лет двадцать пять. Раньше болели только после тяжёлой работы, а сейчас даже от ветра ноют.
У вас лишний вес, надо худеть. Тогда суставам станет легче. Надо на диету и немедленно!
Лариса взялась за здоровье мужа всерьёз. Составила меню, готовила овощи, каши, сладкое заменила сухофруктами. Аркадий сопротивлялся:
Да это доктор бред сказал! На диете сидеть! Я если буду такое есть протяну ноги за месяц! Да и не толстый я просто старый. Дай чаю и купи нормальных конфет!
Но Лариса настояла, угрозами и уговорами всё же добилась своего: Аркадий согласился лечиться и худеть. Назначенные препараты не слишком помогали, боль проходила ненадолго и возвращалась. Передвигаться он стал с трудом. Лариса помогала ему во всём. Со временем начались и проблемы с сердцем, с давлением. Аркадий слабел, Амалия и Станислав помогали матери ухаживать за отчимом.
***
Аркадий боролся несколько лет. Бывали улучшения, а бывали и обострения, и тогда Лариса дежурила у его постели в больнице сутками. Однажды, собираясь к нему с передачей, она услышала внезапный звонок в дверь. На лестнице незнакомый молодой мужчина, но лицо его смутно знакомо.
Здравствуйте, Аркадия Павловича можно увидеть?
Здравствуйте, ответила Лариса, вытирая руки, его сейчас нет дома. А вы кто?
Я Дмитрий. Сын Аркадия Павловича.
Тогда Лариса поняла, на кого похож этот молодой человек вылитый Аркадий в молодости! Дмитрий смутился:
Скажите, когда он дома бывает? Хочу поговорить, я давно не навещал его
Что мы в коридоре стоим, проходите, Дмитрий. Сейчас я всё объясню.
В процессе разговора Дмитрий заметил:
Отец всегда был характером не подарок. Как обидно видишь, как с ним время поступило. Запомнил его полным сил, а теперь всё по-другому. Можно мне к вам присоединиться, когда поедете к нему?
Конечно, улыбнулась Лариса, думаю, Аркадий тоже будет только рад!
О существовании Дмитрия Лариса не знала. Муж никогда не рассказывал ей о первой семье и тем более о сыне, наоборот, часто жаловался, что не стал отцом. Аркадий не сразу признал сына. Дмитрий ненадолго приехал к нему, потом уехал, после чего Аркадий рассказал жене о прошлом: четыре года прожили с первой женой, ушёл, когда сыну три года было, потому что та изменила ему с родственником. Жена и слышать не хотела больше о его помощи, даже не позволяла общаться с сыном и он решил оставить всё на волю судьбы. Почти тридцать лет прошло, прежде чем Дмитрий сам его нашёл. Аркадий признался, что не понимает, как себя с сыном вести. С одной стороны это родная кровь, с другой чужой человек.
Аркаша, это твой сын, сказала Лариса. Не отталкивай его, не делай себе хуже, время не вернуть. Надо принять сына и дать ему шанс стать родным.
Аркадий прислушался, и отношения с Дмитрием начали складываться. Сын стал часто его навещать, даже познакомился с Амалией и Станиславом дети Ларисы приняли брата доброжелательно.
Денежные сбережения у Аркадия и Ларисы были по большей части благодаря Ларисе, она всё, что осталось от продажи своей квартиры, хранила на счету в банке, и добавляла туда с каждой зарплаты. Обычной проверки состояния счета она не делала, и однажды случайно увидела смс от банка: со счёта сняли сто пятьдесят тысяч гривен. Лариса знала: ни она, ни муж деньги не снимали.
Она бросилась к Аркадию:
Где наша банковская карта? Кто снял сто пятьдесят тысяч? Нужно полицию вызывать нас, кажется, обокрали!
Успокойся, Лариса, невозмутимо сказал Аркадий. Карточку я отдал Диме. Ему понадобились деньги, я помог сыну.
Лариса села тяжело на стул:
Почему же ты мне ничего не сказал? Не посоветовался? У сына такие проблемы, что нужны такие деньги?
Это не твое дело, грубо отвечал Аркадий. Сын попросил я помог. Не вижу проблемы.
Лариса вперёд ссор не доводила, но теперь не выдержала:
Почему Дима должен пользоваться моими сбережениями? Разве ты хоть рубль туда положил? Это мои деньги. Пусть твой сын вернёт карту, доступ к счету будет только у меня!
Аркадий накричал на жену, а Лариса позвонила в банк и заблокировала карту. Вечером Дмитрий приехал:
Карта больше не работает! Я не смог снять деньги!
Я её заблокировала, спокойно объяснила Лариса. Мы помогли тебе, как могли, но разбрасываться своими накоплениями не собираюсь. Можешь выбросить карту.
Папа, зачем она это сделала? Ты же обещал! Мне на мебель нужны были деньги.
Ты собрался свою мебель оплачивать моими деньгами? не выдержала Лариса. К накоплениям твой отец не имеет никакого отношения! Все финансовые вопросы только со мной с этого дня.
Дмитрий обиделся, ушёл, а Аркадий опять начал ругаться с женой. Впервые Лариса задумалась, что устала от этого брака, от неблагодарности. Она отдаёт всего себя ради мужа, а в ответ слышит только упрёки.
***
Прошло несколько дней, Дмитрий больше не приезжал. Аркадий, как всегда, решил жену игнорировать. Лариса решила на время уехать к дочери взяла ноутбук и поехала к Амалии в Черкассы.
Пусть Аркадий подумает над своим поведением, решила она. Отдых друг от друга нам не повредит.
Уехала утром, вернулась поздно. Муж как ни в чём не бывало был в прекрасном настроении.
Как день прошёл? спросила Лариса.
Дмитрий приезжал, мы кое-какие дела решили. Устал сегодня, ответил Аркадий.
Потом вдруг сказал:
Надеюсь, ты на меня не в обиде?
С чего вдруг?
Я сегодня был у нотариуса. Квартиру переписал на Диму.
За какие такие заслуги? прищурилась Лариса.
Это мой сын, у меня других родственников по крови нет, он всё и унаследует. Советую тебе уже сейчас подумать, куда пойдёшь к Амалии или Станиславу.
Ларисе стало обидно. По закону, наверное, она не имела права на жильё, но ведь всё тут куплено и сделано её руками ремонт, мебель, техника. Теперь всё это достанется тому, кто ничего для этого не сделал.
Спасибо, Аркадий, сказала она тихо. Ты прав, пора подумать о своём будущем. Позвони сыну, пусть к тебе переедет ухаживать некому останется.
Куда ты? не понял Аркадий, когда Лариса вынесла чемодан из шкафа.
Я ухожу. Подаю на развод и, наконец, буду жить для себя. Сейчас вещи соберу и детям позвоню, обсудим, как дальше жить.
Лариса переехала к сыну. Место в его трёшке нашлось. Амалия тоже звала маму, но Лариса не захотела мешаться. Аркадий в суд на развод явился, развод давать не хотел, но времени на примирение им не хватило. Позже Лариса все-таки развелась с ним, оставшись в глазах бывшего мужа и его сына алчной охотницей за чужими квартирами.


