Сваты приехали на выходные
— Мама, ты с ума сошла?! Какие сваты?! — крикнула Аня в трубку, едва не выронив телефон из рук. — Я же сто раз говорила, что с Витей мы просто встречаемся!
— А разве встречаться — это не серьёзно? — голос матери звучал твёрдо и не сулил ничего хорошего. — Анечка, тебе же уже двадцать восемь! Другие в твоём возрасте давно замужем, детей воспитывают, а ты всё в подружках ходишь! Его родители — люди хорошие, работящие, живут в трёхкомнатной в Черёмушках…
— Мама! — Аня зажмурилась, стараясь унять нахлынувшую мигрень. — Послушай меня внимательно. Я НЕ готова замуж. НЕ хочу обсуждать это с чужими людьми. И вообще, ты должна была со мной посоветоваться!
— Поздно советоваться, — мать явно разозлилась. — Я им уже позвонила, завтра утром будут. Виктор знает, кстати. Вчера с ним говорила, он не против.
Аня медленно опустилась на диван. Витя не против… Ну конечно, ему-то что терять? Живёт в родительской квартире, работает через день, а тут — готовая невеста с зарплатой и своей жилплощадью.
— Мам, может, ну их? Скажем, что я простыла…
— Анюта, — голос матери вдруг смягчился, стал почти умоляющим. — Пойми, доченька. Я так мечтаю о внуках! А вдруг со мной что случится, а ты одна останешься? Витя парень хороший, не курит, не пьёт…
— Не пьёт? — фыркнула Аня. — Да он позавчера еле на ногах стоял!
— Ну, праздник же был! — сразу нашлась мать. — Ладно, солнышко, приезжай завтра к десяти. Я курку купила, торт заказала…
Трубка замолчала. Аня сидела, уставившись в стену, потом резко вскочила и зашагала по комнате. Надо было что-то решать, но что? Виктора придушить? Мать? Или сбежать к подруге в Подмосковье и отсидеться там до понедельника?
Телефон зазвонил снова.
— Ань, это я, — Витя говорил виновато. — Слушай, твоя мама вчера звонила…
— Вот подлец! — выдохнула Аня. — Ты мог бы меня предупредить!
— Я думал, она шутит! Честно! Кто сейчас сватов засылает? Думал, поболтает и забудет…
— А когда понял, что не шутит?
— Когда мои стали меню свадебное обсуждать, — признался Витя. — Аня, давай сыграем спектакль? Посидим, поговорим, они успокоятся…
— Вить, ты понимаешь, что после этого мама меня замуж за тебя выведет под конвоем? Она уже, наверное, салоны свадебные обзванивает!
— Ну и что? — в его голосе появились странные нотки. — Разве я тебе не пара?
Аня замолчала. Вот в чём была загвоздка. Витя ей нравился, даже очень. Высокий, симпатичный, душевный. Но в нём недоставало… самостоятельности. Всегда с мамой советовался, даже в каком свитере на встречу идти. А теперь вот и свадьба — не его инициатива.
— Послушай, Вить, — осторожно начала она. — Ты сам хочешь жениться? На мне, я имею в виду?
— Конечно! — слишком быстро ответил он. — То есть… в общем… мы же хорошо знаем друг друга…
— Это не ответ, — устало сказала Аня. — Ладно, завтра увидимся.
Весь вечер она металась по квартире, перебирая наряды. Слишком нарядное — подумают, что согласна. Слишком простое — мать устроит трёхдневный разбор полётов. В итоге выбрала тёмно-синее платье — строго, но элегантно.
Утром Аня проснулась с твёрдым намерением всё отменить. Позвонит, скажет, что заболела или срочный вызов на работу… Но телефон молчал, а мать не брала трубку. Значит, уже на рынке, закупается к приёму гостей.
В полдесятого Аня стояла у родительского дома, не решаясь зайти. Соседка тётя Зина поливала герань на балконе и с любопытством косилась вниз.
— Анечка! — раздалось сверху. — Иди уже, чего караулишь!
Мать встретила её в праздничном фартуке и с лукавым блеском в глазах.
— Хорошо, что пришла пораньше! Поможешь стол накрыть. Посмотри, какую сёмгу купила, под маринад сделаем! И икры взяла, правда, не чёрную, но тоже ничего…
— Мам, — попыталась вставить слово Аня, но мать уже тащила её на кухню.
— Платье-то какое строгое! То, что надо! Витина мама ценит, когда девушки скромно одеваются…
— Откуда ты знаешь, что ей нравится?
— Мы же познакомились! — гордо объявила мать. — Встретились в поликлинике, когда Вите справку носила. Нина Семёновна, его мама, женщина душевная! Мы с ней час беседовали, она мне про тебя столько рассказала…
— Про меня? Что именно?
— Ну что умница, хозяйственная, квартира своя… Они очень рады, что Витя такую девушку нашёл!
Аня почувствовала, как внутри закипает. Значит, её уже обсуждают как невесту! А её мнение никого не интересует!
— Мама, выслушай меня, — она взяла мать за плечи. — Я не готова замуж. Понимаешь? Не хочу сейчас замуж!
— Не хочешь? — мать нахмурилась. — Тогда зачем с парнем встречаешься? Для забавы? Ты же взрослая, Анютка! Парня или отпускай, или замуж выходи!
— Но мы просто узнаём друг друга! Может, мы вообще не пара!
— Полгода встречаетесь, чего ещё узнавать? — замахала руками мать. — Раньше и за месяц решали! А вы всё тянете…
Звонок в дверь прервал спор. Мать быстро сняла фартук, поправила причёску и торжественно направилась в прихожую. Аня осталась на кухне, схватившись за край стола и пытаясь успокоиться.
— Проходите, проходите! — голос матери звучал необычайно радушно. — Вот и наша Анечка!
На кухню вошли Витя с родителями. Его отец, Сергей Иванович, — крепкий, добродушный мужчина, явно чувствовал себя не в своей тарелке. Нина Семёновна, напротив, держалась уверенно и сразу оценивающе окинула Аню взглядом.
— Вот наша невеста! — объявила мать. — Знакомьтесь! Хотя вы уже знаете друг друга…
— Здравствуйте, — пролепетала Аня, чувствуя себя экспКогда гости ушли, Аня обняла Витю и тихо прошептала: “Главное, чтобы мы сами не забыли, для чего всё это затеяли”.