В ЖИЗНИ ЧУЖОГО НЕ БРАЛА
Мария еще со школьной скамьи смотрела на Ирину с двойственным чувством презрение смешивалось с какой-то завистью. Презирала потому что у Ирины родители оба давно пьющие, изо дня в день перебиваются подработками, едва хватает на хлеб и молоко. Одежда у Ирины всегда ветхая, сама она тихая и вечно голодная, взгляд потухший. Отец ее иногда поднимает руку то за то, что мало выпил, то за то, что много, а то и просто так. Мать никогда не вмешивается сама дрожит перед мужем от страха. Единственная радость в жизни Ирины бабушка, которая раз в месяц выкроит из пенсии чуть-чуть денег «зарплату» послушной внучке. Даже если Ирина где-то провинится, бабушка глаза на это закроет и все равно вручит заветные пять рублей. Для Ирины это самый радостный день месяца: бегом в ближайший магазин, покупает мороженое себе и бабушке, плитку халвы и немного карамелек. Она всегда мечтает растянуть это счастье но через пару дней все угощение исчезает. Тогда бабушка достает из морозилки свою порцию мороженого и с улыбкой говорит:
На, Иришка, возьми, что-то у меня горло прихватило.
«Странное совпадение, думает Ирина, у бабушки горло болит именно тогда, когда у меня заканчиваются сладости» Втайне она всегда надеется, что бабушкина порция найдется.
Семья Марии полная противоположность: квартира полная чаша, родители получают хорошую зарплату, дочь окружена заботой и вниманием, одета по моде, лучшие туфли и куртки. Девочки иногда просят у Марии дать поносить какую-нибудь кофточку. Марии ничего не запрещается. Она сыта, обута, довольна жизнью.
Но завидует Мария Ирине за красоту, за светлую душу и удивительную способность ладить со всеми вокруг. У самой Марии отстраненная внешность, взгляд всегда немного холодный даже поздороваться с Ириной ей кажется «ниже достоинства». Мимо пройдёт так глянет, что у Ирины мурашки бегут по спине. А однажды при всех сказала:
Ты нищенка!
Ирина прибежала домой в слезах, все рассказала бабушке. Та посадила рядом, погладила по голове и говорит:
Не плачь, Ирочка. Завтра на уроках скажи ей: «Ты права у Бога я!» Легче стало на душе у Ирины.
Мария была по-своему хороша но было в ее красоте что-то ледяное, недоступное.
А в классе у них был любимец девочек, Максим. То двойку схлопочет, то анекдотом всех рассмешит. По поведению одиозный, но с ним весело, а глаза всегда смеются. Максима учителя ругают, устраивают разносы, но все равно прощают за легкость на подъем, за доброту и искренность.
В старших классах Максим поджидал Марию после уроков, провожал до дома, утром встречал у входа в школу. Ребята хохотали:
Давайте! Жених с невестой!
Учителя только улыбались: очевидно, в классе зарождается история любви.
Вот и прозвенел последний звонок, отплясали выпускной бал. Вся компания разлетелась кто в Воронеж, кто в Питер, кто остался в Москве.
Мария с Максимом поженились. Свадьба получилась почти скороспелой скрывать было нечего, платье не спасло. Через пять месяцев у них с Максимом родилась дочка Софья.
Ирина тем временем поступить в институт не смогла бабушка умерла, родители сами ждут помощи от дочери. Она пошла работать. К ней не раз сватались, но выбрать не могла сердце не отзывалось. Своих родителей ей было и жаль, и стыдно показывать женихам.
Годы шли, и вот прошло десять лет.
У кабинета нарколога, в районной поликлинике, встречаются две пары: Ирина с матерью, Максим с Марией. Ирина сразу узнает Максима. Возмужал и стал настоящим мужчиной. А вот на Марию страшно смотреть исхудавшая, дрожит вся, глаза потухшие. А ей ведь всего 28 лет!
Максим смотрит на Ирину виновато:
Привет, одноклассница, неловко говорит он.
Здравствуй, Максим. Тяжело у тебя? Давно Мария так?
Давно, опускает глаза Максим.
Женщина, которая пьет беда в семье, знаю по своей маме. А папа ведь совсем спился, откликается Ирина и себе, и Максиму.
После приема у врача они обменялись номерами телефонов. Вместе проще. Теперь иногда Максим заходит к Ирине посоветоваться, поговорить по душам. Она терпеливо делится своим опытом, рассказывает, как вести себя с людьми, которые пьют, чего ни в коем случае не делать, как спасать детей от этой беды. Она знает: в рюмке тонет больше жизней, чем в реке.
Вскоре выясняется, что Максим давно живет с дочкой Софьей на своей квартире, а Мария у родителей. Случай с Марией, когда Максим вернулся уставший с работы, а Мария лежала пьяная на полу, а Соня стояла на краю подоконника пятого этажа стал последней каплей. Мария уверена, что все под контролем, а на деле катится в пропасть. Брак их распадается.
Со временем Максим приглашает Ирину в уютное кафе на Тверской. Говорит, что с детства был влюблен в нее, но стеснялся признаться, потом обстоятельства зажали, ребеночек появился. Жизнь закрутила
А теперь встреча у врача кажется ему знаком судьбы «как глоток меда для души».
Максим делает Ирине предложение. Она соглашается давно к нему неравнодушна, но никогда не посмела бы переманивать мужа у другой женщины, тем более у Марии. Но теперь все иначе Максим свободен и любит ее. Больше преград нет, можно быть счастливой.
Тихо и просто расписались в ЗАГСе. Ирина переехала к Максиму. Сначала Софья с недоверием относилась к чужой тёте, но Ирина столько доброты и тепла вложила в свою новую семью, что девочка сама стала звать ее мамой. Через пару лет у Софьи появилась сестричка Машенька.
Однажды в квартире раздался звонок. Ирина открывает дверь на пороге стоит Мария. Лицо серое, волосы всклочены, запах однозначный. По голосу Ирина её узнала.
Ты, змея, у меня мужа и дочь увела! Всю жизнь тебя ненавижу! дрожащим голосом говорит Мария.
Ирина даже бровью не повела. Стоит спокойная, аккуратно одетая, уверенная.
Мария, я в жизни чужого не брала. Ты сама отказалась от близких, ничего не поняв. Я ни слова плохого про тебя не сказала. Мне по-человечески тебя жаль.
С этими словами Ирина плавно закрыла дверь перед Марией
Мария опустила глаза. Несколько секунд стояла молча. За ее спиной мело снегом, и казалось, сам холод улицы тянется в прихожую. Впервые за долгое время ее накрыло стыдом, не на кого было переложить вину ни на мужа, ни на судьбу, ни на детство. Тиски ненависти сжались и вдруг разжались.
Прости, выдохнула Мария еле слышно. Я не умею по-другому.
Ирина протянула ей теплую ладонь:
Научишься, если захочешь. Главное начни себя жалеть, а не обижаться на других.
В прихожей повисла тяжелая, но честная тишина.
Помочь тебе могу, сказала Ирина спокойно. Если надо. Мы не враги.
Мария судорожно выдохнула, впервые за долгие годы почувствовав чью-то искреннюю заботу. Она медленно развернулась и ушла, оставив за собой только слабый запах зимы и, может быть, надежду крошечную, почти невидимую.
А в квартире было тепло и тихо. На кухне Соня и маленькая Машенька лепили пельмени. Максим обнял Ирину за плечи, благодарно прижался лбом к ее щеке.
Спасибо тебе, что научила нас любить, прошептал он.
Ирина молча улыбнулась. Для счастья не нужно брать чужого надо просто вовремя протянуть руку тем, кто вот-вот упадет, и не бояться быть для кого-то домом, даже если сама всю жизнь ждала, когда тебя наконец согреют.


