– Мама, познакомься, это Елизавета, моя невеста, с порога произнёс Всеволод, бережно обнимая за узкую талию застенчивую девушку. Мы сегодня подали заявление в ЗАГС.
Поздравляю растерянно проговорила Зинаида, вытирая мокрые руки о вафельное полотенце, только что закончив возиться с кастрюлей борща. Ну чего в дверях мяться, проходите к столу, чай пить?
В тихом сумраке кухни всё казалось иначе: ложки отбрасывали длинные тени, а за окном неравномерно светился закат, похожий на подгоревший блин. Зинаиду неприятно кольнуло в груди. Всеволод её единственный, её отрада, её судьба, и вот так вдруг, словно гром среди ясного неба заявляет о женитьбе!
Ей было горько, что она узнаёт последней. Что она, медведица из тайги, не поймёт сыновнего стремления? Наоборот, она бы всему миру рассказала, пир устроила бы во дворе на радость всему району
Мам, прости, что держал в секрете, виновато обнял Всеволод, пряча глаза. Так всё завертелось Просто молния и сердце пленено. Она появилась, и будто магия…
Да что ты, мальчишка ещё! В двадцать пять только сопли вытирать, Зинаида скривилась в улыбке, пряча обиду в непроглядную глубину. Давай уж о будущем, где жить-то собираетесь?
Пока у нас. Если не против, конечно, выдохнул Всеволод, заметив, что мама его не прогоняет, и мир сжался в одну тёплую точку. Потом, даст Бог, накопим на своё.
Против? удивилась Зинаида. У нас ведь трёшка, всем места хватит, даже если волка заведёте!
Елизавета тихонько улыбнулась и шмыгнула взглядами по ковру, будто искала там какой-то знак. Сейчас главное вжиться в роль послушной невестки. А уж после жизни настоящей не утаишь.
***********************************
Сыграли свадьбу с размахом: гости толпились, как героические фигуры на старинной иконе. Столы ломились от селёдки под шубой и пирогов, шампанское лилось рекой. Зинаида выгребла из-под матраса все свои накопленные рубли, есчё и отпуск молодым на Чёрное море оплатила пусть зарядятся солнцем наперед. Тем более, что Елизавета тут же стала носить в утробе новую жизнь.
Не то чтобы Зинаида была против этой девчонки Нет, но что-то в ней вызывало холодок по спине. Сладкая, как сгущенка, всегда соглашается и улыбается, будто под дождём летнего дня.
Сестра Зинаиды, Инна, только посмеялась, когда рассказала ей о своих тревогах.
Считай, повезло с невесткой! отмахнулась Инна, жуя клюкву. А на счёт показного смирения подожди. Поживёт под одной крышей, и из божьей коровки вырастет осётр с усами. Ну а ты следи в оба! Вдруг в тихом омуте-то… кто его знает, что за рыба скрылась.
И как в воду глядела Инна: после круглой печати в паспорте Елизавета словно скинула маску, и стала дома хозяйничать, как медведица в берлоге. Всеволод на работе, а она во всю ширь распоряжается. Однажды прилюдно сказала, что в этом домашнем улье чужим нет места.
Зинаида едва со стула не рухнула. Это она чужая, сама хозяйка квартиры?! В тот же вечер решила урезонить сына.
Не слушай ты, мама, всё это недоразумение, махнул рукой Всеволод. Просто Лиза волнуется за дом Она хорошая, она самая золотая!
Елизавета хмыкнула победоносно, будто выиграла за раз весь джекпот Гослото.
Через два дня она уже в слезах встречала Всеволода у двери, лунной дорожкой катились слёзы.
Мне страшно, шептала, утирая нос платочком. Я же тебе говорила у меня сильная аллергия на орехи. А сегодня не спала, пошла помочь маме с завтраком, подхожу, а она в тесто для блинчиков орехов накрошила! Боюсь, что она мне что-то сделает…
У Всеволода сразу в висках загуляла кровь. Он бросился к матери разбираться, хлопал дверями, восклицал, что сам себе хозяин, грозился защитить свою семью, будто в обороне на заставе.
У Зинаиды закололо в груди, она со стуком достала пузырёк с таблетками. Но сын её будто и не замечал, кричал и рвал воздух на части.
Не выдержала мама, схватила пальто и ушла по звёздам к Инне. Всё вокруг стало зябко и чуждо, как в переулке после гулянки. Не понимала Зинаида за что такая боль? Где ошиблась? Шла и шла, пока ноги сами не подвели к дому сестры, а сердце уныло барабанило в груди. Перед подъездом вдруг всё стало черно-белым, и бабочка ночная села ей на плечо Зинаида плавно обрушилась на промёрзший асфальт, истекая сном.
************************************
Прошло две недели с похорон. Всеволод ходил, как мишень под апрельским дождём, винил себя за всё. Елизавета пыталась успокоить, подсовывала стакан с морсом.
Любимый, хватит вариться в прошлом, гладя округлившийся живот, тихо уговаривала она. Ты нужен нашему малышу. А мне совсем тоскливо, когда ты мрачный…
Всеволод молчал. Всё застыло, будто воздух стал густой клюквенной пастилой. Елизавете такая апатия не нравилась, но всё шло по её плану: морально квартира уже в кармане. Она сначала думала просто поменяться обмен, и всё. Но вышло удобнее.
Вдруг открылась входная дверь. В сиянии вечера появилась Инна, уверенно открывая дверь своим ключом.
Как вы смеете ходить сюда, как к себе домой?! зло пробормотала Елизавета, будто из-за шкафа.
Так я к себе домой и захожу, усмехнулась Инна. Ты что, не знала? Эта квартира моя, Зинаида только снимала у меня.
Из слабевших пальцев Елизаветы выпал стакан. Как же так? Все её старания мимо, всё напрасно?
Всеволод, это что за чёрт? истерично спросила мужа.
Так и есть, равнодушно отозвался он. Мама копила-копила, хотела квартиру у тёти Инны выкупить
Да только все накопленное ухнуло на вашу свадьбу! подхватила Инна, холодно глядя поверх очков. А я ведь собиралась, между прочим, оформить жильё на вашего малыша, да только не судьба. У вас три дня собрать шмотки. Не управитесь вызову ментов.
******************************************
P.S.
Всеволод остался один в тёткиной квартире, под взглядом пустых рамок и запахом чёрного хлеба. Елизавета в тот же вечер затолкала вещи в чемодан, напоследок заявила сквозь зубы, что ребёнок вообще не его, и упорхнула, словно сон, оставляя после себя только пустоту и прозрачнуюся тень на стене.


