Иван да Мария
Давным-давно, в одном живописном русском селе, где весной тянулись бескрайние луга, а осенью золотели берёзовые рощи, жил Иван. Любил он свою родную землю, родную речку, да просторные поля, что тянулись за околицей. О городах и не думал сердце его оставалось здесь, рядом с родным домом, простыми заботами и соседями, которых знал с малых лет.
Иван решил заняться хозяйством свинок разводить, мясо продавать односельчанам, а там, если получится, может и на местный рынок выйти, развернуть дело. Дом хотел большой построить, чтобы всем хватило места. Из имущества у него только старая пятнистая «Волга» отправил выручку от продажи старого бабушкиного домика в своё дело, мечтая, что когда-нибудь всё наладится.
Была у Ивана ещё мечта жениться на красавице Марии и сделать её хозяйкой в большом, светлом доме. Встречались они уже не первый год. Мария знала, что Иван пока не богат, и дом только начал строить, всё вкладывает в маленькое своё дело.
А Мария слыла в округе первой красавицей: волосы косой ниже пояса, глаза синие как небо ранней весной. Но трудилась только над своей красотой, не старательницей была.
На то мне и дана красота, чтобы меня обеспечивал муж, любила говорить она подругам. Надо только найти такого, кто все заботы на себя возьмёт. А красота моя дорогого стоит.
У Ивана дом строится, машина есть, вздыхала её лучшая подруга Любушка. Сейчас туговато, зато потом заживёте.
А вот я хотела бы сразу и всё, надувая губы, отвечала ей Мария. Когда он ещё сможет что-то заработать? Нет у него денег, и не любят меня так, как я мечтала.
Иван понимал, что Мария к нему ровно дышит, но тайно надеялся, что она полюбит его, когда увидит он трудяга, да и о ней заботится. Всё шло бы в рост, да с приездом Тимофея в село всё перевернулось. Приехал Тимофей со своим городским приятелем к бабушке на каникулы. Смотрел свысока на здешних, на танцах в клубе едва скуку прятал, пока не увидел Марию.
Сначала Мария внимания не обращала, но, услыхав, что отец Тимофея крупный чиновник в областном центре, а денег у него считай за двоих, тут же сменила интерес. Тимофей был постарше, знал толк в девичьих делах, ухаживать умел красиво: каждый раз цветы дарил, а в селе такие букеты только по праздникам увидишь заказывал их из районного города.
Ивану такой поворот был тяжёл: видел, как Мария с улыбкой принимает подарки от городского гостя.
Ну зачем тебе эти букеты, злишь меня, сказал Марии.
Она только смеялась:
Это всего лишь цветы, что в них такого?
Зашёл Иван даже к Тимофею с объяснением:
Цветы Марии не дари больше, это моя девушка, я на ней жениться собираюсь.
Тимофей лишь усмехнулся, и дело дошло до драки если бы не друзья Ивана, неизвестно, чем бы всё кончилось. После этого между Иваном с Марией будто прошла черная кошка: она уходила стороной, а он обижался в душе.
Мария понимала, что Тимофей только на месяц в село приехал, потом обратно в город, но решила не упускать свой шанс.
Надо решать всё быстро, думала она. Надо зацепиться за Тимофея и с ним уехать. В селе ловить нечего.
Пригласить Тимофея к себе домой оказалось нетрудно родители поехали на ярмарку за покупками. Мария всё рассчитала, чтобы их вдвоём застал отец строгий да прямой человек. Вот застал: Мария спутанными волосами, в халатике, а Тимофей едва успел надеть брюки.
Что тут происходит? строго спросил отец Марии, мешая в комнате.
Дочь опустила глаза, Тимофей стоял, как нашкодивший мальчишка.
Всё ясно, отец повёл Тимофея в соседнюю комнату и сказал: Теперь уж жениться придётся, а не то и так пристращивал, что на следующий же день молодые под присмотром отца поехали в районный ЗАГС заявление подавать. Мать Марии готовила дочку к городской жизни, собирала вещи.
Всё село узнало о скорой свадьбе. Иван сильно переживал, но на людях держался.
Тимофей только себя ругал:
Зачем я в это село приехал, зачем попался на удочку деревенской девчонки? Хитрая оказалась…
А Мария мечтала о другой доле:
Буду его любить, семью создадим, детей родим, и он только рад будет. А примут ли меня его родители?
На удивление, родители Тимофея обрадовались такой невестке: красивые городские девушки им опротивели, а тут из села и хозяйственная, и скромная.
Проходи, Маша, чаю попьём, встречала её Инна Ивановна, мать Тимофея. Будь как дома, не робей!
И правда, Мария старалась: квартира у них четырёхкомнатная, места много, родители добрые. Тимофей тоже начал смотреть на жену по-другому:
Ловко она со мной, конечно, вышла, но, кажется, искренне верит в счастье.
Думал Тимофей гулять после свадьбы друзей у него в городе хватало, а тут Мария во время ужина объявила:
Я жду ребёнка
Родители радостно поздравили молодую, а Тимофею стало ясно теперь отступать некуда.
Сыграли весёлую свадьбу, подарили молодым квартиру в новостройке. Но Тимофей радости от скорого отцовства не испытывал.
Ну ничего, думала Мария. Когда малыш родится, Тимофей обязательно всё поймёт.
Однако Тимофей почти сразу начал пропадать: говорил жене, что работа то совещание, то поездка, а сам то у друзей, то у знакомой Катерины. Мария не жаловалась свекрови, просто ждала, убиралась, готовила, но тоской по родному селу болела. Всё чаще в памяти рисовались Иван, родная улица, со двора белый дым костра.
Сомнения росли: правильно ли она поступила, а муж на её вопросы отвечал уклончиво. Инна Ивановна замечала грусть в глазах невестки знала, что сын не идеален.
Когда родился сынишка, все порадовались, даже Тимофей растаял, но ненадолго. Крик ребёнка, пелёнки, бессонные ночи стали раздражать его, Мария тоже всё уставшей ходила, уже и стряпать не успевала. Тимофей только и искал повод уйти из дома.
Со временем во дворе стали поговаривать о том, что у Тимофея другая женщина. С Катериной было легко и весело: она сама по себе, квартира отдельная; Мария же не с тем кругом, не с теми манерами.
Красавица, спору нет, откровенничал Тимофей у Катерины, но деревня на ней с головы до пят. Ничего в жизни не видала.
Мария уже догадывалась о неверности мужа: он часто приходил с запахом чужих духов, на рубашке отпечатки помады. Тимофей был вечно раздражён, мог накричать или даже вспылить.
В отчаянии Мария позвонила матери. Та вздохнула:
Мы тебя не заставляли, сама выбрала, вот теперь и живи как знаешь. Как наешься чужой каши возвращайся, но чтобы навсегда.
Машу будто раздавило грузом: одна в огромной квартире, муж отдалился, поддержки нет. Как-то ночью залезла в телефон мужа и там прочитала все их разговоры с Катериной Даже речи лишилась. Рассказала всё Инне Ивановне, а та строго:
Раз ведёшься на развод, знай: мы сына отдадим Тимофею. Связи большие, квартирой и деньгами обладаем. Ты без образования, без профессии что дашь ребёнку?
Сын болел зубки резались; Тимофей злился от его крика, а Катерина звала к себе, писала в сообщениях, чтобы дал жене и сыну снотворное из её аптечки.
Мария испугалась: вдруг и правда даст лекарство? Пока муж был в ванной, позвонила Ивану в село.
Забери меня, не могу больше, дрожащим голосом шептала в трубку. Боюсь за себя и сына
Не бойся, собирайся, я тебя заберу. Пусть его родители пугают, не возьмут они ребёнка, отвечал Иван.
Как только Тимофей ушёл, Мария собрала вещи, укутала сынишку и выбежала на улицу. Иван уже ждал неподалеку на своей «Волге». Всю дорогу домой Мария молчала, не веря, что вернулась к своим.
Тимофей, вернувшись к вечеру, не нашёл ни жены, ни сына. Позвонил матери.
Нет у нас Марии, ответила та. Побежала, наверное Не вздумай в полицию жаловаться!
И не буду, мама, тихо сказал Тимофей. Только рад, если честно. Пусть будет, как хочет.
Прошли годы. Иван и Мария поженились по православному обычаю. В большом доме, где дышалось вольно, снова появились детские голоса, в печке потрескивали дрова, а в окошках горел уютный свет. Только тогда Мария по-настоящему поняла: счастье её здесь, рядом с Иваном, а не в шумном городе…


