Мам, а папа был прав, когда говорил, что у тебя не все в порядке с головой! Теперь я сам вижу ты ненормальная. Лечиться не пробовала?
Антонина Ивановна удивлённо посмотрела на сына. Да, он всегда был трудным мальчиком, но чтобы вот так, в глаза родной матери такое говорить
Антонина Ивановна даже подумать не могла, что ей придётся разводиться с мужем после двадцати пяти лет брака. Но именно она подала на развод.
Потому что однажды Тоня вдруг поняла: она его совсем не знает. Казалось бы, за столько лет можно изучить человека вдоль и поперёк. Но вышло, как вышло. Виктор оказался чёрствым человеком.
Когда Антонина подобрала на улице щенка такого худого, что рёбра и все косточки можно было пересчитать, он устроил скандал.
Тонь, тебе больше нечем заняться, что ли?! орал он на всю квартиру. Зачем ты эту заразу сюда притащила?
Витя, ну что ты говоришь искренне недоумевала Антонина. Ты посмотри на него. Он же как скелетик. Кожа да кости. Разве можно было пройти мимо?
Все проходят, а ты не смогла? Мать Тереза, да? У нас самая правильная, значит?
В тот день Антонина Ивановна долго плакала. И из-за щенка, который еле стоял на лапах, и из-за мужа, показавшего себя с новой стороны.
Нет, он никогда не был идеальным, но она старалась не замечать его недостатков. Вообще-то, она считала, что идеальных людей не бывает.
Но тогда Виктор перешёл черту. «Как так? всхлипывала Антонина. Неужели так трудно быть просто человеком? Ну как можно пройти мимо этого щенка и даже не попытаться помочь?»
Конечно, одним скандалом не обошлось. Муж всем видом давал понять, что эта «зараза», как он назвал щенка, действует ему на нервы.
Когда ты уже от него избавишься? Сколько можно терпеть эту недособаку в доме?
«Недособакой» Виктор называл щенка лишь потому, что тот был худым и постоянно дрожал, хоть в квартире было тепло.
Вместо того чтобы помочь жене поставить малыша на лапы и найти ему хозяев, он уходил в гараж и отдыхал там с друзьями такими же опухолями, сбежавшими от своих жён.
Домой Виктор возвращался поздно и навеселе. И снова начинал предъявлять претензии жене и «этой падали», которую она притащила.
Ладно, ты не любишь животных, это я ещё могу понять, думала Антонина Ивановна, сидя в гостиной. Но неужели тебе плевать и на меня? Неужели не видишь, как мне тяжело?
Да, Антонине было нелегко. Приходилось отпрашиваться с работы, чтобы свозить щенка к ветеринару или погулять с ним.
И она боялась оставлять его одного с мужем. После стольких лет брака она его совсем не узнавала. От него теперь можно было ждать чего угодно, тем более он начал пить.
Однажды на работе Антонину вдруг охватило тревожное предчувствие. Знаете, когда сердце сжимает невидимая рука, а на душе скребут кошки?
Она отпросилась, сославшись на плохое самочувствие. Вернувшись домой раньше обычного, застала мужа на месте преступления.
Он тащил Бобика в сторону гаражей. Видимо, хотел избавиться от него раз и навсегда. Это Антонина ему не простила. Подала на развод.
Из-за собаки?! орал Виктор, размахивая руками. Ты совсем с катушек съехала в свои годы!
Антонина пропустила эти слова мимо ушей. Старой она себя не считала и с ума не сходила. Просто поняла: больше не может с ним жить.
У них был взрослый сын, живший в другом городе с девушкой. И он почему-то встал на сторону отца:
Мам, ты вообще в себе? Как можно из-за какой-то собаки разрушать семью?
Семьи уже нет, сынок тяжело вздохнула Антонина Ивановна. И развожусь я не из-за собаки, а потому что твой отец потерял человеческий облик.
Можно не любить животных, можно их не замечать, но причинять им боль Нет, нормальный человек, а тем более мужчина, так не поступит!
Сын не понял её доводов. В знак протеста, а возможно, из мужской солидарности, перестал с ней общаться. Лишь бросил, что это не отец, а она потеряла рассудок, оставив его без крыши над головой.
Квартира была её добрачной собственностью, так что на раздел Виктор претендовать не мог. От родителей у него остался дом в деревне, но он там почти не бывал. Впрочем, Антонину это не волновало.
Виктор сделал свой выбор. Никто не заставлял его становиться бессердечным чудовищем. Страшно было подумать, что он сделал бы со щенком, если бы она не вернулась вовремя.
В итоге она осталась с Бобиком. Поставила его на ноги вернула к жизни и вере в людей. Сначала хотела пристроить, но оставила себе.
Раз подобрала, значит, теперь за тебя в ответе, сказала она псу.
Гав! радостно завилял хвостом Бобик. Он и не думал расставаться с этой женщиной.
Через некоторое время Антонина стала ходить в местный приют для животных помогать тем, от кого отвернулись люди. Таким, как её бывший муж.
Денег у нас, честно говоря, нет, вздохнула заведующая приютом. Зарплату сотрудникам не платим. Если и найдём что-то, то копейки. Не знаю, устроят ли вас такие условия
Не беспокойтесь, ответила Антонина Ивановна. Я не за деньги, а по зову сердца.
Так она стала приходить в приют несколько раз в неделю вместе с Бобиком.
Там Антонина познакомилась с ещё одним псом. Вернее, Бобик познакомил её с ним. Она заметила, что тот постоянно крутится возле вольера, где лежал пёс. Довольно старый пёс.
Работники приюта звали его Ворчуном. И неспроста он действительно ворчал, когда его пытались выгулять.
Антонина и раньше его видела, но теперь пригляделась внимательнее. Раньше она видела просто старого пса, а теперь перед ней был пёс с очень грустными глазами, в которых не было веры в людей. Такие же глаза когда-то были у Бобика.
Она зашла в вольер, присела рядом, погладила его по голове, обняла. Ей очень хотелось его поддержать. Но искорки радости в его глазах не появилось.
Позже одна из сотрудниц рассказала его историю. Историю предательства.
Подобрали его три года назад. Он бродил по улицам, заглядывал прохожим в глаза. Искал кого-то. Оказалось, хозяина.
Люди рассказали, что хозяин привязал его к фонарному столбу и уехал. Сначала думали, вернётся

