Всё из-за пальто
Екатерина сидела за компьютером, но взгляд её был прикован к окну. Последние тёплые деньки сентября. Но мысли её крутились вовсе не о погоде, а о том, как потратить неожиданную премию.
«Мишке новые кроссовки нужны. Растёт не по дням, а по часам, всё на нём горит. И куртку бы купить, но к весне он из неё вырастет. Лучше отложить на отпуск, чтобы наконец съездить к морю…» Вдруг в кабинет вошла Ольга и прервала её размышления.
— Ну как? Оцените! Купила новое пальто! Идёт мне, да? Дорогущее, но оно того стоит. — Она развела руками, демонстрируя обновку. — Ну что скажете?
— И сапожки новые? Замшевые? — уточнила Люда, соседка Кати по кабинету. — В наших-то лужах один раз пройдёшь — и прощай, красота.
«А может, и мне купить новое пальто? Ну серьёзно. Четыре года в старом хожу. Но мама… Мама не поймёт, устроит разбор полётов. Мне почти сорок, а я всё ещё боюсь её слова. Хотя… Премия же моя! Я имею право хоть раз потратить деньги на себя. Ольга всего на пару лет моложе, а кажется, будто на десять. Правда, у неё нет десятилетнего сына и мамы, которая до сих пор считает меня несмышлёным ребёнком», — размышляла Катя, наблюдая за Ольгой в модном пальто.
А девушки тем временем спорили.
— Да брось ты, завидуешь просто. В дождь старые угги надену. Какие же вы скучные! Пойду похвастаю девчонкам из отдела кадров! — обиженно фыркнула Ольга и направилась к двери.
— Оль, подожди! — окликнула её Катя. — Где ты его купила?
— Что, понравилось? — Ольга вернулась к столу. — Держи. — Она достала из кармана дисконтную карту магазина. — Тут адрес и скидка приличная.
— Да я так, просто спросила… — смутилась Катя, не отрывая глаз от карты.
— Да ладно, живём один раз! Ладно, побежала хвастать дальше! — Ольга выскользнула из кабинета, оставив карту на столе.
— Кать, о чём задумалась? — Люда выглянула из-за монитора.
— Пальто давно пора поменять. Премию получила — может, и себе купить?
Люда пожала плечами.
— Дорого и непрактично. Олю на работу муж на машине возит. А ты в маршрутке в нём ездить будешь. Да и мама твоя… Ох, Катюш, зароет она тебя вместе с пальто.
Подруги фыркнули.
— Тебе-то легко говорить, у тебя муж есть. Каждую зиму новые вещи покупаешь. А я всю жизнь последней одеваюсь — сначала на квартиру, потом на еду, на Мишку денег не напасёшься, растёт как гриб после дождя. А уж что останется — себе. И то рада, если со скидкой что-то куплю, — вздохнула Катя.
— Хватит зависать! Иди после работы в магазин, — прагматично сказала Люда. — Хотя… Одеваешься ты, конечно, как учительница. Прости. Ольга ветреница, а мужики за ней так и вьются. А ты красивая. И душа добрая. Приоденься — отбоя от ухажёров не будет. Встречают-то по одёжке. Мужчины глазами любят. И маму не слушай. Порадуй себя, — Люда улыбнулась и снова уткнулась в монитор.
***
Катя вышла замуж поздно. С мамой-учительницей, строгой и принципиальной, вообще удивительно, что разрешила. Всю жизнь Катя боялась её расстроить, училась на одни пятёрки.
Хотя маму понять можно. Растила дочь одна. Когда Кате не было и пяти, отец запил, и мама с ним развелась. Денег вечно не хватало, жили скромно. Алименты отец не платил — только слёзы. Через пять лет и вовсе пропал. Мама пыталась его искать, но следов не нашла. Может, и живых его уже нет.
Катя окончила институт с красным дипломом, работала, а личная жизнь не клеилась. Мужики ей нравились, но маме — нет. То слишком красивый — всю жизнь будешь ревновать. То без жилья — пристанет к их квартире, а потом ещё и половину отсудит.
Подруги уже вторых мужей сменили, дети в школу ходят, а у Кати толком и отношений не было. Пока наконец не встретила мужчину, который хоть как-то маме приглянулся. И то — скорее потому, что мама сдалась: «Так и старой девой останешься».
После свадьбы Катя забеременела почти сразу. С рождением Мишки начались проблемы. Ребёнок ночами не спал, муж вымотался, стал задерживаться на работе. А потом и вовсе заявил, что ушёл к другой.
Катя забрала сына и вернулась к маме. Сначала надеялась, что муж одумается, но он даже не отвечал на звонки.
— Я же говорила! Совсем в людях не разбираешься! — мама ругала Катю, а та молчала.
Что скажешь? Начнёшь оправдываться — только поссоришься. А Мишке скандалы ни к чему.
Со временем мама успокоилась. Внука любила. Но Катя без её одобрения шагу ступить не могла. По натуре неконфликтная, она старалась лишний раз не спорить. Когда Мишке исполнилось два, его отдали в садик, а Катя вышла на работу.
Но ребёнок начал часто болеть. Мама, выйдя на пенсию, стала сидеть с ним. Денег едва хватало. Но копили — хотели свозить Мишку к морю. Мальчик рос смышлёным и ласковым. Ради него Катя готова была терпеть многое.
***
У входа в дорогой бутик она заколебалась. Стояла у двери, не решаясь войти. «Если не зайду сейчас, больше не решусь», — подумала Катя и резко потянула дверь на себя. Над головой звякнул колокольчик.
Не успела она осмотреться, как к ней подошла продавщица.
— Здравствуйте! У нас новая коллекция верхней одежды, а на прошлогодние модели скидки. Вам пальто, куртку, может, жакет? — Женщина улыбалась, будто не замечая скромной одежды Кати.
— Пальто… Мне бы пальто, — смущённо ответила Катя.
— Сорок шестой размер? Пойдёмте. — Продавщица повела её вглубь магазина. — У вас стройная фигура, длинное пальто будет смотреться отлично. — Она перебирала вешалки, наконец выбрала одно и провела Катю в примерочную.
Она примерила пальто, и в этот момент поняла, что иногда маленькая слабость может стать началом большой перемены.