Мои дети обеспечены, у меня есть немного рублей, и скоро я получу пенсию.
Несколько месяцев назад мы похоронили моего соседа Фёдора Петровича. Знаю его больше десяти лет, все эти годы жили рядом, были не просто соседями настоящими друзьями семьи. Наши дети взрослели на глазах друг у друга, у Фёдора и Светланы было пятеро детей. Родители всем им купили квартиры, работали тяжело, особенно Фёдор в городе его знали как отличного автослесаря. К нему записывались заблаговременно, владелец сервисной станции чуть ли не молился, чтобы Фёдор остался, ведь тот мог на слух определить любую неисправность двигателя. Настоящий мастер.
Незадолго до смерти, после свадьбы младшей дочери, Фёдор чаще стал выезжать на своём мотороллере: отдыхал, его походка стала медленной, спокойной, как у пожилых. Ему ведь только весной исполнилось 59 Он взял отпуск, хотя начальник буквально умолял его вернуться хоть через неделю, чтобы не потерять клиентов, но Фёдор стоял на своём. За день до планируемой поездки встретился с руководством и попросил уволить его по-хорошему, пообещав иногда помогать, если совсем не будет выхода.
Почему-то Светлане он ничего не сказал. Утром, готовясь к поездке на станцию, потянулся, повернулся на другой бок и снова заснул. Светлана заскочила из кухни, где уже накрывала завтрак, и всплеснула руками:
Ты ещё спишь? Кому я завтрак готовила? Остынет!
Съём холодным, не поеду на работу
Как не поедешь? Там тебя ждут, рассчитывают!
Я вчера уволился
Хватит шутить! Вставай!
Светлана с улыбкой стянула с мужа одеяло, а он и не думал вставать сжался, глаза закрыл.
Я устал, Света, своё я уже отработал Как двигатель после третьего капремонта… Дети обеспечены, копейка за мной, оформлю пенсию
Какая пенсия… У детей дел полно, ремонты, стройка, мебель менять, Саша машину купить хочет, кто поможет?
Пусть сами решают вопросы, ты и я, слава Богу, всегда помогали, не обижались
Светлана пришла ко мне вся взволнованная и рассказала этот диалог. Попросила совета, я поделилась своими наблюдениями:
Он правда устал, если сам это говорит, не гоняй его снова работать, пусть отдохнёт, он уже, не мальчик, целый день машины крутит гайки Недавно была сумерки не узнала его, идёт, как дедушка, сгорбился, ноги волочит, близко подошёл, удивилась это твой Фёдор! И он тогда сказал: Устал я
Но Светлана на мои слова не обратила внимания:
Это он на себя жалуется, всё усталость! Соберу детей скажут, сколько делать нужно!
Света, не надо этого, старшему твоему уже 45, не ошиблась? Скоро он сам дедушкой будет, а ты всё помочь хочешь. Дети пусть помогают, старость на пороге.
Она на меня обиделась и ушла.
Через неделю у Фёдора и Светланы за столом собрались все пятеро детей. Стол был большой, шум, но в воздухе явно витала напряжённость. Все понимали собрались не просто так, а по делу.
Светлана объявила семейный совет:
Отец собирается на пенсию, надо решить, как быть. Помогать больше не смогут, а уже нам самим надо подтянуться
Фёдор прервал её:
Чего переживать, у нас пятеро детей, все работают, неужели двух стариков не прокормят? Мы ведь пятерых подняли, никто не бедствует. Я не упрекаю, просто жизнь вспоминаю: так ведь принято, родители помогают детям. Только теперь видимо и нам надо помощь Мне уже тяжело, боюсь упасть на лифте в сервисе
Наступила тишина, потом первым заговорил старший, Антон. Он начал не с того, чтобы спросить, как дела у отца, а перечислять свои заботы:
Прости, пап, но сейчас не можем помочь своих проблем много, может потом
Остальные говорили в том же духе. Кому-то квартира нужна, кто-то машину хочет, у всех на родителей ещё были надежды, чтобы реализовать свои планы. Никто не думал о том, каким трудом отец с матерью были им опорой.
В конце Фёдор тяжело поднялся и тихо сказал:
Ну, если все хотят, чтобы я ходил на работу буду, пока хватит сил
На следующий день Светлана снова пришла ко мне, будто вернувшись к прошлому разговору:
Ну вот, дети пришли, поговорили и опять дело своё делают! А потом: Устал, устал! Я тоже устала, и что теперь?
Фёдор поработал на станции всего три дня. Потом из мастерской его забрала Скорая. Измученное сердце не выдержало, и дети вновь собрались только на похороны. Конечно, я была рядом, слушала, как они вспоминали отца, как хорошим он был для них и внуков. Всё хотелось спросить: Почему же вы не поддержали его, о чём он вас просил?.
Вот такая грустная история произошла у нашей соседки. Теперь Светлана живёт одна, экономит на всём ведь у детей своих забот хватаетПосле похорон каждый из детей стал навещать Светлану чаще приносили продукты, иногда просто приходили посидеть рядом. Было слышно, как внуки болтали на кухне, хлопала входная дверь. Светлана, потеряв привычную опору, неожиданно стала главной в семье и никто больше не говорил вслух о том, кто кому должен помогать.
Однажды, спустя несколько месяцев, они собрались у бабушки на день рождения, такой же большой семьёй. За столом было тихо, словно чего-то не хватало. И вдруг Антон поднял бокал, как когда-то делал Фёдор:
Спасибо, что мы вместе, сказал он. Прости нас, мама, если когда-то забывали, как сильно вы с папой старались для нас. Мы теперь будем поддерживать друг друга так, как учил отец.
Светлана улыбнулась сквозь слёзы. Как будто в тот миг что-то изменилось, и усталость, о которой говорил Фёдор, осталась только в памяти как напоминание: ценить тех, кто рядом, пока они есть.


