Когда сейчас вспоминаю те давние времена, все кажется покрытым легкой дымкой, но день рождения моей свекрови в нашей квартире остался в памяти особенно ярко.
Завтра ей предстояло отмечать юбилей. Моей доченьке тогда шел лишь пятый месяц. Поначалу свекровь позвала нас в гости к себе, а я давно договорилась, что мама присмотрит за малышкой. Потом все вдруг переменилось: она решила, что приедет вместе со свёкром и племянницей к нам дескать, большой семьей за одним столом теплее. На ресторан у нас не было ни копейки рубли таяли, муж мой был против этого и его родители сами не настаивали. Люди они простые, к излишествам не тянутся.
Но я так и не поняла зачем свекровь все-таки выбрала для праздника нашу квартиру? Хотела проучить меня, выставить негостеприимной, или просто пыталась сплотить семью, усадить всех вместе? С первого знакомства отношения у нас были натянутыми, а после рождения дочки и вовсе стали тяжелыми. Пожалуй, в ее поступке таился какой-то стремление замять конфликт. Но это был не тот путь. Мне уже не важно было, шепчет ли она за спиной, внешне она могла одаривать меня доброй улыбкой, но я больше не верила ей.
Я никогда не запрещала ей видеть внучку сама она не проявляла желания. Каждые выходные спрашивала у мужа: Не хочет ли бабушка пообщаться с малышкой? Нет у меня и не было возражений. Вот только самой видеться с ней не хотелось в такие минуты между нами царила неловкость. Думаю, у свекрови всплывали в памяти ее некогда сказанные слова (и у меня по той же причине).
Да, я из непростой семьи отец и сестра пили. Что ж, это не лишает меня права быть человеком. И разве ее обязанность осуждать мой сон по выходным, если дочка дает поспать подольше? Для меня суббота и воскресенье были передышкой: не нужно было вскакивать в 6:30 и спешить готовить завтрак мужу, когда самой спать невыносимо хочется, а дочка еще досыпает… Никогда не знаешь придут или нет. Каждый раз, услышав звон ключей в замке, хотелось исчезнуть.
К тому же, свекровь частенько напоминала, кто тут хозяйка: Это моя квартира, тут мои порядки. Формально это правда, но я чувствовала себя в собственном доме могу хоть в халате ходить, хоть с растрепанными волосами. Разве культурно без стука входить арендаторам? Для меня это был немой упрек: Не забывай, чья тут власть.
Взаимоотношения были непростыми. Еще до свадьбы свекровь не захотела познакомиться, даже когда узнала о помолвке. При оформлении документов сама несколько раз перезванивала, не веря своим ушам, и не желала встречаться нигде ни дома, ни в кафе. Ей неведомо, что до ее сына я ни с кем не встречалась. Познакомились мы случайно когда с мужем были вместе уже пять месяцев, и тогда она была, мягко говоря, нелюбезна. Свёкра я видела лишь на свадьбе. Может, оттого и не почувствовала к ним ни особого тяготения, ни защиты.
Я не люблю притворяться, хотя при случае умею держать лицо. Но в тот раз не смогла и не захотела играть на публику, делать видимость теплоты. Пусть это их квартира я не чувствовала себя обязанной рассыпаться в милостях. Тем более квартиру она ведь подарила сыну, а не мне. Второй день после выписки из роддома она берёт и оскорбляет меня, припоминая мою семью: мол, я сижу у их сына на шее. Как так, чтобы женщина к пятидесяти пяти годам позволила себе так унижать невестку, у которой и так едва хватало сил?
Не имею ничего против гостей, но принимать ее у себя мне не хотелось. Мучительно было помогать ей накрывать на стол, метаться между ребенком и кухней, ждать, когда же уйдут гости… Я ведь и подарок заранее купила. Теперь, через много лет, вспоминаю этот день без злобы но тогда тревога и усталость стояли в горле комком.


