Надежда возвращалась из магазина с тяжёлыми сумками в руках. Уже почти дошла до дома, как вдруг заметила чужую машину у калитки.
Кто же это может быть, вроде никого не жду, подумал я.
Я подошёл ближе и увидел во дворе своего сына.
Приехал! воскликнул я и поспешил к нему, чтобы обнять.
Пап, подожди. Мне надо тебе кое-что рассказать, вдруг отстранился сын.
Что случилось? занервничал я.
Лучше присядь, тихо сказал Степан.
Я сел на лавочку, готовясь услышать что-то важное.
Жил я тогда в небольшом уютном селе один. Жена, Любовь Федоровна, ушла из жизни два года назад, и сын Степан, как только после армии поступил в институт в Москве, так и не вернулся жить домой. Работает инженером на заводе, сперва снимал жильё, а теперь многое в жизни у него изменилось, но подробности мне не рассказывал.
Приезжал он нечасто пока не купил машину. А вот последний год зачастил: то вдруг нагрянет без предупреждения, то продукты привезёт, то какую-нибудь одежду. Я всё отказывался, но он всё равно привозил. В последний раз подарил мне шерстяной тёплый плед, ручной вязки.
О себе говорил мало. Всё хорошо, не переживай. Вот и весь рассказ. Но добрые соседи, как водится, рассказали мне кое-что. Моя соседка, молодая Алёна, как-то ездила в Москву.
Добрая душа, я передал с ней сыну гостинцы: своё варенье и маринованные грибочки. Телефон Стьопы у неё был, позвонила, встретилась с ним.
Ой, дядя Миша, приехал он на машине с какой-то дамой. Всё взял, привет просил передать, сказал, что скоро сам заедет.
А что за дама? удивился я.
Да я и сам не знаю. Из машины не вышла, только выглядела старше его лет на пять да полная, накрашенная вся.
Я задумался. Никогда сын не рассказывал о личной жизни. Надо будет расспросить в следующий раз. И долго ждать не пришлось.
Иду я как-то из магазина, а во дворе сын с мальчиком. У калитки темно-зелёная иномарка.
Приехал! Я поспешил к сыну, но он чуть отстранился:
Привет, папа. Знакомься, это Женька. Теперь он мне как сын.
Ну, заходите в дом, чего на дворе стоять.
Быстро накрыл на стол картошка ещё тёплая в кастрюле, квашеная капуста, солёные огурцы, отварное мясо, мягкое и сочное.
Женя сидел за столом мрачно, ковырял еду, ни на кого не смотрел. Поели, попили чай, отправили мальчишку гулять во двор, пусть осмотрится.
Папа, дело такое, начал Степан. Женился я в прошлом году. Ну, расписались просто с Марией. А это её сын. Я не говорил тебе, не обижайся. Маша не хочет знакомиться с тобой, боится.
Почему, я ей так не по нраву? Или что сельский?
Да нет, у неё первый брак был неудачный, из-за свекрови ругались, злая была, Машу не любила. Вот ушла она от мужа, а тут и его не стало, и свекрови следом. Квартира ей с сыном досталась, да машина. Познакомились мы пригласила жить к себе, расписались. А про свекровь и слышать не хочет.
А Женя-то зачем привёз?
Так Мария сейчас беременна, через месяц ждём пополнения. Тяжело ей, а с Женькой глаз да глаз нужен, я весь день на работе. Ты бы присмотрел его до осени, а потом я заберу?
Присмотрю, конечно. Только сам-то он останется у меня?
А кто его спрашивает? Мать сказала, значит, так надо.
Я удивился таким словам, но спорить не стал, Машу не знаю, с неё и взять-то нечего. Мальчику восемь лет, шума много не будет. А скоро и собственного внука либо внучку дождусь та ещё радость!
На следующее утро сын уехал, а Женя сел у окна, обиженный.
Я подошёл к нему:
Ну что, будем жизнь вместе налаживать. Можешь называть меня дед Миша. В какой класс ты перешёл?
Во второй, буркнул, даже не повернувшись.
Пойдём курочек посмотрим, огород покажу. Клубника спеет, скоро собирать будешь, она у нас ранняя.
Не пойду я с тобой.
Почему? Я не обижу, и Барс у нас во дворе не тронет, если ты из-за него боялся.
Мама сказала, что ты злой. И я у тебя ненадолго. А твоего Барса я не боюсь.
Вот так дела! А мама-то откуда знает, что я злой? Мы даже не знакомы. Ну, сиди, если хочешь, а я пойду во двор, дел много, внучок.
Я вышел. Жалко мне стало мальчонку. Видно, Маше досталось от бывшей свекрови, вот она теперь и сама чужих избегает, и сына настроила. Ну ничего, добром и заботой всё исправлю.
Занялся прополкой, хозяйством. Большого двора не держал, так курицы с парой уток по силам. Молоко да сыр у соседки покупал, у матери Алёны, за рубли, а им то яичек занесу, то клубники. Так и живём.
Прошла неделя. Женя стал понемногу выходить во двор то Барса погладит, то клубники с грядки съест. К работе не стремился, да я и не настаивал. Как-то собрался в магазин, предложил Жене пойти со мной сын согласился.
На обратном пути не умолкал, рассказывал без остановки. Так, за разговором, до дома дошли. С этого дня поменялся будто: и дома приберёт, и в огороде польёт. Барса теперь только сам кормил, подружился с соседскими мальчишками, вечером не загонишь домой.
Веселее стал, книжку про Робинзона Крузо читать начал. Старая ещё, Стьопина. Но Женя её взахлёб читает да всё мне рассказывает, смеётся над Пятницей, пока я вяжу вечерами. И вспомнилось мне Степкино детство озорник был, болтун.
В августе приехал Степан. Весёлый, радостный дочь у них с Машей родилась, назвали Ксюша. Завтра из роддома забирает, а пока решил занести радостную весть, узнать, как у нас тут.
Папа, мы тут с дедушкой Мишей здорова живём, мне тут нравится! Можно я ещё поживу? А на сестрёнку потом посмотрю, когда в школу пойду.
Так и остался до сентября. Я, как полагается, подарки для внучки передал связал носочки, шапочку и пуховое одеяльце, Маше рукавицы. Сын спасибо сказал, обнял, Жене руку пожал как взрослому и уехал.
Конец августа. Женя с ребятами во дворе бегает с мячом, тут вдалеке показалась машина. Все расступились гости приехали. Подъехала к нашему дому, из машины вышла полная женщина с младенцем, за ней Степан. Он взял ребёнка у жены, к ним уже летел Женя.
Мама приехала! закричал он, да споткнулся о камень.
Но не расплакался, сразу приложил к колену подорожник, как пацаны учили. Мария сына поцеловала, за руку взяла и прошла с мужем в дом.
Что ж это у вас Женя без надзора по улице носится? спросила она вместо приветствия.
Здравствуй, невестка, ответил я. Вот и встретились. У нас ребята всегда по улице бегают. А Женя помощник и по дому, и на огороде. Что ж ему не поиграть?
Потом я подошёл к внучке спала тихо, хорошенькая, как ангелочек, слёзы на глазах проступили.
Накормил дорогих гостей борщом со сметаной, свежим хлебом, начал расспрашивать, как да что.
Мы за Женей приехали, твёрдо сказала Мария. Скоро в школу, надо домой. Наверняка вам надоел, да и сам не дождётся, когда в Москву вернётся.
Мальчишка вскочил:
Не хочу в Москву! Я с дедушкой Мишей хочу жить! А ты, мама, неправильно сказала про него он добрый!
Щёки Марии вспыхнули, лицо стало обиженное.
Так матери не говорят, Женя. Извинись и иди погуляй, только из двора не уходи, спокойно попросил я.
Женя потупил голову, бормотнул «больше не буду» и направился к выходу.
Не переживай, Мария, он замечательный мальчик, послушный. Хорошо воспитала, молодец. А мне такая радость всё лето с ним! Спасибо, сынок, что привёз. Приезжайте в гости хоть каждое лето, я буду только рад.
Но тут малышка заплакала, Маша к ней бросилась. Семья провела у меня два дня сын кое-что починил, прибрал. Мария почти не отходила от дочки, я кормила их, Женя помогал: то сыну, то мне, то с сестрёнкой посидит, всё рассказывает, как хорошо тут летом.
Пора было уезжать. Степан с сыном и дочкой попрощались, вышли во двор, а Мария подошла ко мне, обняла и сказала:
Спасибо, папа. Свою мать я уже не помню, не думала, что такие тесть бывают. Простите меня. А Степу очень люблю он у вас чудесный, заботливый.
Теперь уж твой. А мне радость какая! Женю чаще привози, полюбил я его, как родного.
Вот так мы и расстались. И всё у нашей семьи сложилось хорошо. Меня на зиму к себе забрали помогать с детьми, по хозяйству, а я с радостью. И невестка с тестем душа в душу живут, на радость Степану и ловкому Женьке.


