Я Коля, живу в Москве, а моя соседка по квартире Раиса. Мы сошлись, как две части пазла, которые долгие годы валялись гдето в ящиках, пока не нашли друг друга. За спиной у каждого уже груз огромный.
У Раисы в квартире живёт Кира, трёхлетняя кудрявая девчонкаегоза, которую она выкормила после того, как её муж бросил её в запой, оставив только долги по коммунальным услугам и стойкий пахучий привкус алкоголя, от которого Раиса всё время пытается избавиться.
У меня Варвара, четырнадцатишняя умница, живёт с мамой, но часто наведывается к отцу. Девочка серьёзная, глаза её полны взрослой мудрости; уже в подростковом возрасте она понимает, насколько хрупок мир взрослых.
Я люблю обеих девочек. Киру люблю, как мать, без лишних условий. Варвару принимаю с энтузиазмом новоиспечённой мачехи, желая доказать себе и всем, что я идеальный муж и хороший хозяин.
Когда Варвара приезжает, я вижу, как Раиса оживает, радуется, угощает меня своей новоиспечённой падчерицей. Она вечно приветлива, будто ждёт только этого момента.
Варя, солнышко, проходи скорее! Как ты подросла! щебечет Раиса, ведя меня к столу. Как учёба? Все пятёрки? А подружки? Мальчики не донимают? Я слышала, старшеклассники только и мечтают
Варвара обычно молчалива, но под напором вопросов Раисы разговорится охотнее любого новостного репортёра. Я наблюдаю, как она, не стесняясь, рассказывает обо всём.
Раиса умеет слушать, кивать в нужных местах, поддакивать, сочувствовать подростковым драмам и радоваться успехам. Она покупает Варе модные журналы (хоть сама считает их пустой болтовнёй, но для образа мачехиподружки это необходимо), советует дорогую косметику, чтобы девчонка чувствовала себя особенной, возит её в кино на мелодрамы (которые сама терпеть не может) и печёт кексы с изюмом, от которых Варвара не может оторваться.
Рассказывай, рассказывай всё! подгоняет Раиса, наливая дорогой чай, который нашла в магазине, лишь бы произвести впечатление. Не стесняйся! Я ведь тебе как подружка, а ты мне как дочь.
Варвара рассказывает о контрольной по алгебре, о новеньком, который ей нравится и которого она сравнивает с героем сериала, о ссоре с лучшей подругой изза невыполненного обещания, о учительнице, занижающей оценки. Раиса впитывает каждую деталь, словно губка.
Когда Варвара уезжает, она пересказывает мне всё, добавляя красочные эпитеты и собственные интерпретации.
Коля, мне кажется, у неё с Сергеем всё серьёзно, делится Раиса, она светится, когда говорит о нём. А ей всего четырнадцать! Нужно поговорить, объяснить, что сейчас главное учёба, а любовь подождёт. Иначе она впрямь «родит», как говорят.
Я слушаю её полуслушая, ведь Варвара всегда была немного «не от мира сего», слишком серьёзна, слишком правильна, слишком непохожая на меня. Я сам живу проще: работа, рыбалка, телевизор. Что же может варварить девочку? Я, конечно, не думаю о её глупостях.
Брось, Раиса, отмахиваюсь я, сама разберётся. Умная девчонка, не глупее нас в её возрасте была. Что ей будем говорить? «Варя, не общайся с мальчиками»? Так не бывает.
Я отецсреднячок. Не обижаю Варвару, покупаю подарки к дню рождения и праздникам (обычно чтото практичное: одежду или обувь, а не то, чего она действительно хочет), беру её с собой на рыбалку, хотя большую часть времени сидим в одиночестве. Трудно вспомнить, в каком она классе, какие предметы любит и как зовут её лучших подруг.
Алименты плачу «неофициально», когда могу, стараясь, чтобы их хватало. Живу по принципу: «и волки сыты, и овцы целы», или как там говорят, «чтоб никто не жаловался».
Варвара, несмотря на мои недостатки, меня любит. Видит, что я стараюсь, и этого ей достаточно. Иногда в голове мелькает мысль: «мог бы и получше стараться», но я не зацикливаюсь на этом.
С другой стороны я зациклен на Раисе. Однажды, будто невзначай, она бросает:
Слушай, Коля, а Варя вовсе не похожа на тебя.
Я пожимаю плечами.
И что? Пойдёт к маме.
Да, к маме задумчиво продолжает она, только у её мамы рыжие волосы, а Варя блондинка, отличница, активистка А ты в школе, как учился? С двойки на тройку перебивался. Энергии у неё через край. А ты, прямо скажу, не самый активный человек. Лежишь целыми днями на диване, как тюлень.
Я хмыкаю.
И что ты хочешь сказать?
Раиса лишь пожимает плечами.
Да ничего просто заметила, констатировала факт.
Но «ничего» прозвучало громче. Я ковырялся в машине, пытаясь починить сломавшийся дворник. Раиса наблюдала с крыльца, попивая чай. На самом деле я уже вызвал мастера, но ей было интересно посмотреть, что я придумаю.
Ох, Коля, чего ты возишься? вздыхает она, Твоя Варенька уже починила бы, она в технике разбирается. Ей бы в инженеры идти, а ты специалист по дивану.
А что сразу «не то, что я»? ворчит я, Я всю жизнь чтонибудь чиню
Дада, помню, как ты последний раз лампочку в коридоре менял, с язвительностью отвечает Раиса. Варенька точно не в тебя
Я молчу, не люблю спорить с Раисой, ведь она всегда находит, к чему придраться. Она мастер словесных дуэлей и всегда выходит победителем.
Как ни странно, меня поддерживает и свекровь, мама меня, баба Надя, недолюбливавшая бывшую невестку. Баба Надя недолюбливала всех, кроме меня.
Дело, Раиса, говорит, ворчит она в беседке, Варенька вовсе не в нас. Не случайно это Я тебе же говорила, Коля, что бывшая твоя не пара тебе! Хорошо, что у тебя теперь Раечка. Вот она настоящая женщина! Добрая, хозяйственная, детей любит. Ей можно доверять, не то, как та Ш
Мам, не надо так говорить о маме моей дочери, говорю я, забудьте.
Нет, Коля, не забыли! сердится баба Надя, Я всегда чувствовала, что с ней чтото не так. Слишком современная, из себя. А Раечка простая, как ромашка в поле. И Варя тоже вся в мать! Умная, слишком правильная. Не понашему! Я давно говорила, что она не факт, что тебе дочь
Я внимательно слушаю, киваю в нужных местах, ведь баба Надя мой союзник в этом деле. Не забываю угодить и мне, и Коле.
Коля, я понимаю, как тебе тяжело, говорю я, обнимая его за плечи, но не переживай. Мы тебя все любим. И Варю тоже любим! Просто иногда кажется, что она немного чужая, как будто из другого теста сделана.
Мысли о том, что Варвара может быть не моим ребёнком, медленно, но верно проникают в мою голову. Сначала лишь мимолётные догадки, потом устойчивые сомнения, а потом навязчивая идея, от которой не избавиться.
К тому же Раиса вдруг заявила, что хочет ещё одного ребёнка.
Коля, нам нужен общий ребёнок, упрашивала она, чтобы у Кирочки была сестрёнка или брат. Чтобы мы стали настоящей семьёй, а не только долгами по кредитной карте. У тебя уже есть дочь, у меня тоже, но общая нет, а как семья без общего ребёнка?
Я сопротивлялся, не был уверен, что готов к ещё одному малышу. Но Раиса была настойчива, а я слабое звено в этой семье.
Вскоре Раиса забеременела.
И тогда она начала говорить прямо:
Ты уверен, что Варя твоя дочь? Или как?
Я, пытаясь оттеснить эти мысли, вздрогнул:
С чего ты взяла? Что за бред ты несёшь?
Это здравый смысл, ответила она, она совсем не похожа на тебя, ни внешне, ни характером. Может, сделаем тест? Чтобы убедиться? А то вдруг всю жизнь будешь чужого ребёнка содержать.
Я отказался, не желая окончательно поверить в это.
Да бред какойто! Не собираюсь ничего проверять. Варя моя дочь.
Что такого? Просто проверь. Ты имеешь право знать правду! А если нет, то зачем тогда всё это?
Раиса хотела избавиться от Варвы и алиментов, а также от того внимания, которое я уделял ей.
Раиса родила снова девочку, назвали Таней. Я, который сначала отказывался, оказался на седьмом небе от счастья. Я снова стал отцом!
И в тот момент, когда я был уязвим, Раиса нанесла решающий удар. Видя меня в таком состоянии, она требовала тест.
Коля, сделай тест! ныла она, качая Таню на руках, Что тебе стоит? Чтобы раз и навсегда закрыть вопрос. Чтобы всем было спокойно! Мне же спать нельзя, всё думаю об этом. Тебе ничего не стоит, а мне спокойствие.
Я, поддавшись, согласился.
Варе ничего не сказали. Раиса сама взяла несколько волосков из расчёски, когда Таня приехала к отцу.
Когда всё доставили в клинику, я, как будто уже не верил, что Варя мне родная, спокойно открыл конверт. Результаты пришли быстро.
Варя твоя дочь.
Меня это не обрадовало, а скорее расстроило. Я заметил, как меняется выражение лица Раисы.
Что такое? спросил я подозрительно, Ты что, не рада? Это же ты настаивала.
Да нет, что ты! запнулась она, Я думала, может, будет лучше для всех Если она
Не моя? Так было бы лучше? Лучше для кого? нахмурился я, Для тебя?
Просто есть дети, которые не вписываются в семью.
Даже говорить не хочу!
Через несколько дней Варя приехала в гости, хотела рассказать о пятёрке по химии, но Раиса её перебила:
Варя, а ты знаешь, сколько на тебя уходит? спросила она, Ты всё съедаешь, когда приходишь. И алименты! Ты понимаешь, что мы не миллионеры?
Суть в том, что несколько дней мы с Раисой ссорились, а Варя пришла как раз в кульминацию этой ругани, когда всё уже было на пределе.
Я вскипел. Мне надоело слушать упрёки.
Раиса, ты что несёшь? закричал я, Я ведь не отказывался от хлеба, а теперь твою дочь не хочу отрекаться!
Не сравнивай, возмутилась она, Кира мне запнулась, потому что Кира её дочь. А мне? Ты даже взглядом не намекнул, что Кира лишняя, я просто
Да ничего ты не просто, отрезал я, Я твою дочь принял, как свою. А ты от моей всё время хочешь избавиться. Что тебе ещё надо? Я даже тест сделал! Убедился, что она действительно моя дочь!
Я зажмурил рот, но Варя уже всё поняла.
Пап, ты что сделал? спросила она, Ты сомневался? Ты думал, что я не твоя дочь?
Я не успел ответить. Варя схватила пуховик и выбежала.
Тогда и на Таню пусть делают тест! крикнула она, захлопнув дверь.
Сначала я не принял её слова всерьёз, думал, что она бросилась в гнев. Но, увидев в глазах Раисы тревогу, понял: нужно сделать тест.
Я сидел в машине, нервно сминая конверт. Должен был взглянуть на результаты сейчас, но никак не мог заставить себя открыть. Глубоко вдохнул и разорвал конверт. Строки результата прошлись по глазам.
Таня не моя дочь.


