Послушай, строго говорит тесть Алексею, мы приняли тебя в семью, относимся к тебе, как к человеку, а ты отказываешься в мелочах? Порочнее этого не бывает, зять! Уважать родителей жены надо. Как же ты будешь просить помощи, когда она понадобится?
—
Аглая появляется на свет, когда её матери только исполнилось девятнадцать. Молодая мать сразу оказывается перед камнем преткновения ей приходится бросать учебу, а ребёнок оказывается под опекой бабушки. Бабушка становится для Аглаи единственной и надежной опорой в мире.
Свадьба происходит после рождения дочери, но настоящий семейный уклад складывается лишь тогда, когда Аглае исполняется шесть лет. В этот момент родители берут дочь к себе, переезжают из Нижнего Новгорода в Москву и отправляют её в первый класс.
Отношения в «новой» семье с самого начала идут тяжело. Отец, занявший почётную должность в государственной структуре, полностью игнорирует и жену, и дочь. Его жизнь состоит из частых отлучек, измен и гуляний. Мать, в свою очередь, задерживается на работе до глубокой ночи. Аглая, оставленная сама себе, проводит дни на улице. Нерегулярные, часто холодные и скудные приёмы пищи приводят к хроническому гастриту. Когда болезнь обостряется, мать возит её по поликлиникам, превращая это в постоянный рычаг давления.
В доме нет ни личных границ, ни права высказывать своё мнение. Любое желание Аглаи сразу же отсекается. Если она пытается отстоять свою позицию, возникает скандал и поток обвинений. Мать открыто заявляет, что Аглая неблагодарная девчонка.
Я для тебя всё делаю, а ты даже элементарной благодарности не проявляешь! Сколько страданий ты мне принесла только Бог знает, кричит мать, исчезни с моих глаз!
Конфликт накаляется, когда подросток Аглая отказывается участвовать в вечерней фотосессии родителей с гостями. Мать реагирует яростно:
Бесстыжая! Как ты меня перед людьми позоришь? Перестань! Сию же секунду переоденься и выйди!
Мам, я не хочу фотографироваться, упёртая говорит Аглая, я спать хочу! Мне рано вставать.
Мать бросается на дочь с кулаками, отец вмешивается, чтобы их разнять, а потом прямо говорит Аглае, что они мечтают о другом ребёнке, но не могут его иметь.
Если бы могла, я бы тебя сию секунду из дома вышиб! злобно произносит он, жаль, что других детей у нас быть не может! Если бы шанс был, я бы тебя в детдом сдал!
—
Аглая не имеет права сказать «нет». Мать всё чаще открыто оскорбляет её, называя «бестолковой» и «неблагодарной малолеткой». Лишь когда Аглае исполняется шестнадцать и в семье появляется приёмная дочь, мать впервые смягчается, что лишь усиливает стресс у Аглаи.
Всё равно ты у нас золото, вздыхает мать, наблюдая, как приёмная девочка в истерике бросает посуду на пол изза того, что ей не купили компьютер, с тобой никогда проблем не было! Ты послушала отца, согласилась на опеку Теперь проблем не будет
Никто не знал, что в школе Аглаю били и запирали в подсобках. Её открыто ненавидели, и вместо дружбы её грабили всей «стаей». Аглая никогда не жаловалась в этом она не видела смысла. Какой толк, если за неё не заступятся?
Аглая выбирает профессию и поступает на юридический факультет к чему её заставляют родители, надеясь заслужить их одобрение. Но и это не помогает её упрекают в том, что она не может найти своё место в жизни.
Зачем тебе учиться на юриспруденцию? фыркает отец, тебе всё равно ничего, кроме станка на заводе, не светит. Ты же бездарна! Хочешь хоть попасть куда-нибудь?
Аглая молча терпит. Она мечтает избавиться от оков, которыми её связывают родители. Ей очень тяжело.
—
Когда Аглая выходит замуж, родители устраивают предсвадебный скандал, обвиняя её в эгоизме, в нарушении их планов и в том, что она берёт у них деньги. Аглая действительно одалживает небольшую сумму, ведь хочет внести свой вклад в знаменательный день. Мать, тем временем, постоянно «запрягала» её, переливая на неё свои беды.
Ты понимаешь, Аглая, сколько мы на тебя сил потратили? заявляет мать, когда Аглая пытается отказать в помощи с очередным мероприятием.
Понимаю, мама, но я с Димой сейчас пытаемся встать на ноги, у нас свои заботы, осторожно отвечает Аглая, мам, нет времени этим заниматься!
Какие ещё заботы? Твои заботы и наши тоже! Твой муж должен понять это, вмешивается отец, И разве мы просим много? Съездить забрать продукты, отвезти их в ресторан, посидеть с младшей, пока мы будем на празднике.
Папа, Дима работает допоздна, у него завтра важная встреча, пытается возразить Аглая.
Встреча? Важнее, чем родственники? Ты забыла, как тяжело нам было тебя воспитывать? Твои болезни, твой невыносимый характер! голос матери повышается.
Мама, ты говоришь о моих болезнях, которые появились, пока вы были заняты работой и делами. И я не помню, чтобы ты меня воспитывала, с горечью произносит Аглая.
Неблагодарная! Ты не знаешь, что значит быть родителем! Если бы не мы, ты бы осталась на улице! вопит мать, Жила бы у бабки впроголодь!
Мам, я вам благодарна, но я не обязана посвящать вам всю свою жизнь! Мы просим лишь минимального личного пространства, вздыхает Аглая.
Личное пространство? Вы только что поженились, а уже думаете о себе! Мы вам дали жильё, мы вас вырастили! настаивает отец, а теперь вы смеете нам отказывать?
Мам, вы не имеете отношения к нашему жилью, отвечает Аглая, подразумевая, что их совместная квартира с Димой куплена в кредит и они сейчас погашают его.
Если вы такие самостоятельные, то почему ты всё ещё не можешь найти приличную работу, а «трясишься» в какихто контрах? И главное почему ты до сих пор не отдала нам за обучение? бросает отец, нанося удар ниже пояса, мы тебя выучили. Где благодарность?
Аглая не выдерживает и обращается к отцу:
Папа, ты можешь хотя бы раз не поддерживать её в этом безобразии?
Аглая, не начинай, спокойно, но твёрдо говорит отец, мама права. Мы просим тебя о небольшом. А муж твой должен знать своё место. И ничего с ним не случится, если он нас отвезёт. Мы ведь ваша семья.
Дима не обязан возить вас! Он не такси! в голосе Аглаи слышны истерические нотки.
Ты что, совсем обнагла?! Как смеешь повышать голос на отца?! мать делает шаг вперёд.
Дима, который до этого молча стоял, не выдерживает:
Всё, мне надоело! Прекратите её орать! Я женился на вашей дочери, я за неё взял ответственность. За неё! Вы при чём? Я разве обещал вам прислуживаться?
Ты кто такой, чтобы нам указывать? вспыхивает отец, ты взял мою дочь, тебя в семью приняли, и изза благодарности ты должен нам помогать!
Я люблю Аглаю и хочу, чтобы она была счастлива. С того дня, как мы женились, вы не даёте нам ни минуты покоя, твёрдо говорит Дима, либо мы начнём жить своей жизнью, либо у неё с вами не будет контактов!
Аглая смотрит на мужа, потом на родителей.
Аглая, ты не можешь! Ты предашь нас?! шипит мать, ты же наша дочь! Мы столько для тебя
Я помню, мама, тихо отвечает Аглая, сжимая кулаки, я помню всё, что вы сделали, как унижали, как били. Я помню, как вы говорили, что хотите другого ребёнка. Я помню
Неблагодарная! голос матери зазвенел.
Нет, мама. Я уже взрослая женщина с семьёй. Димка прав: будем жить своей жизнью. Вы можете не звонить нам, пока не научитесь уважать наши решения.
Первые дни «свободы» полны напряжения. Родители звонят, угрожают, шантажируют молчанием, но Аглая и Дима держатся. Аглая решает отдать родителям деньги за обучение, чтобы лишить отца последней возможности её упрекать. Пара экономит на всём, чтобы быстрее погасить долг.
Самым тяжёлым становятся эмоциональные срывы Аглаи. Обретение права на собственную жизнь требует преодолеть годы психологического давления. Дима становится её опорой, её скалой.
Мы справимся, Света. Обязательно справимся!
Им удаётся. За год они полностью выплачивают родителям долг в полмиллиона рублей, хотя на обучение потратили вдвое меньше. Отдав деньги, Аглая с спокойной душой прекращает общаться с ними. Родители не спешат восстанавливать отношения они сильно обижены на свою «неблагодарную» дочь.


