С ВАХТЫ МУЖ ВЕРНУЛСЯ НЕ ОДИН: НА РУКАХ ОН ДЕРЖАЛ МАЛЕНЬКОГО МАЛЬЧИКА…
Лариса вытаскивает из духовки противень с пирогом, и по кухне распространён густой запах рыбы всё, как любит её муж Гриша. На плите уже закипает свежий борщ, а на столе остывает аппетитный кулебяка. Осталось только компот доварить дело минутное, Лариса этим займётся, как только Григорий появится на пороге.
Девушка накрывает пирог белоснежным рушником, чтобы тот не остыл, и подходит к окну. Их дом стоит посреди тихой улицы в старом районе Самары, как раз напротив автобусной остановки. Вот-вот должен подойти междугородний автобус и после трёх месяцев разлуки Григорий будет дома.
Три месяца назад он уехал на работу вахтой аж в Ямало-Ненецкий автономный округ. Три месяца уехал три месяца дома. Лариса очень по нему скучает. Да и дом, конечно, без мужчины быстро приходит в запустение.
Этот дом ещё от родителей Ларисы остался. Когда пять лет назад они с Гришей поженились, у него была своя квартира. Решили, что для семьи удобнее просторный частный дом. Квартиру Гриша продал: деньги вложил в свой бизнес, но дело прогорело, и уже три года работает он вахтами на Севере.
Вроде хватает на жизнь с денежками муж домой возвращается не с пустыми руками. Но Ларисе под тридцать, и самой крутиться целых три месяца устанешь, хоть волком вой. Иногда уже забывает, что она замужняя женщина.
Детей у них нет. Гриша всё откладывает: «Ты одна, а я на Севере кто тебе поможет с ребёнком? Вот ещё немного подзаработаю, уйду с вахты, устроюсь в городе тогда и поговорим». Но пока всё уходит на нужды дома. Сейчас вот крыша протекает: после дождя на потолке в спальне расползается уродливое тёмное пятно. Гриша по телефону обещал по приезде починить крышу дело непростое и требует расходов, это Лариса отлично понимает.
Муж у неё работящий, хозяйственный. Звонит каждый вечер, целует в трубку. Лариса мужа любит. Каждый раз в день приезда берёт на работе выходной, наполняет дом запахами любимых Гришиных блюд и ждёт у окна.
Вот, наконец, гулкий автобус останавливается у знакомой остановки. Сердце Ларисы проваливается в пятки: она видит мужа крепкий, бородатый, с тяжёлой сумкой на плече. Только сегодня он не машет рукой, как раньше, а идёт словно задумчивый. И не один на руках у него мальчик, лет двух. Лариса в шоке: чей же это ребёнок? С работы? Но почему несёт домой? Да и кто бы ему доверил такого малыша?
Григорий заходит, устало ставит сумку и бережно опускает мальчика на пол. Малыш испуганно жмётся к ноге мужчины, глядывает Ларису насторожённо. Она растерялась даже к мужу не бросилась на шею, как всегда.
Ну что, Ларис, не обнимешь после долгой разлуки? разводит Гриша руки.
В его глазах ни капли радости. Лариса обнимает Гришу, но вся её суть вопит что происходит?
Гриш, кто это? Объясни сейчас же!
Григорий тяжело вздыхает, берёт мальчика за руку.
Артёмка, пойдём-ка, снимем ботиночки, я тебе кое-что покажу.
Вводит его в комнату, усаживает на кровать и даёт в руки модель самолёта ту самую, что никому трогать не разрешал. Вот это да… Дело серьёзное.
Ты тут посиди, а мы с тётей Ларисой поговорим, ласково говорит муж и закрывает дверь.
Переводит взгляд на жену.
Покормишь меня? пытается улыбнуться.
Конечно…
Она наливает борща, режет кулебяку, мяукает за столом ни одной мысли в голове.
Григорий молча ест, наконец поднимает взгляд:
Это мой сын, Лара.
У Ларисы перехватывает дыхание. Всё внутри надеется может, шутит? Но муж серьезен, как никогда.
Так получилось. Там, на Севере… С поварихой… Пару раз и вот, родился Артёмка. Она не сказала мне о беременности, а потом погибла: медведь напал, несчастье. Мальчонка остался один, а я официально отец. Поэтому пришлось его забрать.
Ты говорил мне рано заводить детей, а сам… голос Ларисы дрожит, почти срывается на крик.
Поверь, я этого не хотел. Всё случайно вышло! Я всегда любил только тебя. Эта интрижка ничего не значила просто одиноко было. Я клянусь, больше не повторится. Ты только скажи гонишь нас, уйду вместе с сыном. Простишь будем жить втроём.
Лариса смотрит а у самой комок слёз в горле. Привыкла ждать, скучать, жить его возвращениями. Но тут мальчик… Это оказалось самым трудным. Как жить с напоминанием о чужой женщине? Лариса молча выходит, бродит до ночи по тёмным улицам, думает о разводе, о безысходности, даже о смерти. Но в конце концов сердце решает за неё: без Гриши она не может, а к Артёмке придётся привыкнуть.
Вернувшись домой, подходит к спящему мальчику. Хрупкий, бледный, с тревогой во сне вздрагивает. Лариса пытается вызвать жалость не получается, только неприязнь.
Артёму два года. Тихий, незаметный, чужой. Она старается быть ровной, но ребёнок чует всё к Ларисе не подходит, всё держится за Григория, а тот обязательнее и не более: купил игрушки, покормил, и всё. Лариса первую неделю слова не говорит ни мужу, ни мальчику. Ходит по дому как тень.
Постепенно, в бытовых заботах, лёд тает: Лариса слышит про мальчика только нужное, но всё ещё сторонится его. Григорий ремонтирует крышу, потолок жизнь крутится дальше. Уже к концу первого месяца Лариса прощает Гришу. Но Артём для неё чужой.
Через два месяца Ларису гложет тревога: что будет, как муж снова уйдёт на вахту? Григорий только разводит руками:
Малого с собой не возьму. В садик устроил останется с тобой. Ты, Лариса, не думай, заставлять тебя любить его не буду. Просто отведи утром, забери вечером, корми да пусть играет. Не хлопотливый он.
Мальчик всё подслушал. И, кажется, многое понял. После того, как Григорий уехал, малый ещё больше отстранился. Сам одевается в садик, сам ужинает молча, в своей комнате не играет лежит тихо, закрыв глаза. Лариса поначалу не обращает внимания: устал, наверное.
Вечером замечает, что у Артёма лоб раскален, щёки пылают, а сам ребёнок засыпающий, вялый. От одних прикосновений ясно температура высокая. В панике Лариса вызывает скорую. На градуснике сорок. Артём почти теряет сознание. Она боится за него, суетится, даёт жаропонижающее, не может найти себе места.
Когда, наконец, приезжает скорая, фельдшер говорит:
Госпитализация потребуется…
Лариса быстро укутывает малого, бегом тащит в машину.
В больнице объясняет врачам:
Это сын моего мужа, я оформляю опеку. Скоро буду ему мамой.
В тот момент Лариса неожиданно для себя решает, что это правда. За две недели в больнице она становится самой заботливой мамой, хлопочет, переживает, утешает. От тепла детских рук у неё на душе оттаивает лёд. А когда Артём спустя время называет её «мама» Лариса долго потом плачет ночью от счастья. Теперь это её сын по удостоверению и по сердцу.
Проходит полтора года. Артёма не узнать. Весёлый, подвижный, обожает маму, к отцу равнодушен. Григорию это только на руку может жить спокойно.
Но однажды всё рушится. Гришу снова отправляют в командировку, и вскоре Лариса узнаёт: автобус, на котором ехала смена, сорвался в кювет. Много погибших, многих не нашли среди пропавших и отец Артёма.
Лариса едва не сходит с ума от горя. Спасает только сын. Она живёт ради Артёма, и он становится всей её жизнью.
Год спустя Григория официально признают пропавшим без вести, ещё через год умершим. Лариса уже почти пережила утрату. До окончания процедуры осталась пара недель, когда однажды весной Григорий возвращается.
Льёт дождь, Лариса с Артёмом возвращаются домой с прогулки. Она, не заметив, что дверь открыта, раздевает мальчика, идёт на кухню а за столом, будто ни в чём не бывало, сидит муж и ест её пирог.
Не бойся, Лариса, я живой, весело машет Гриша, Жив, честное слово. Просто не был я в том автобусе. Позвонила мне старая знакомая, позвала на юга, предложила дело. Я подумал судьба…
Как ты мог! шепчет Лариса, садясь на стул.
Да вот так. Решил: начну новую жизнь. Женщине нужен был муж, бизнес общий. Теперь пришёл за разводом и за Артёмом.
За Артёмом?! Зачем? Лариса с трудом сдерживает гнев.
Новая жена детей иметь не может. А очень хочет сына. Мы женимся, заберём Артёмку воспитаем его.
Никогда! вырывается у Ларисы крик. Это мой сын! По закону и по праву. Вам ребёнок игрушка? Никогда!
Артём прибегает, слышит всё, бросается к Ларисе:
Мама, не отдавай меня, я с тобой хочу!
Вот слышал?! гневно смотрит на мужа Лариса. Сына я тебе не отдам! Иди своей дорогой. Развод получишь, но больше ничего!
Гриша уходит, бормоча что-то о том, будто именно ей не повезло, а не ему. Лариса смотрит на сына и понимает вдвоём они справятся. Они семья, и никакие обстоятельства это не изменят.


