23 октября, 2025г.
Сегодня решил записать в журнал то, что уже давно крутится в голове, будто старый мотор, который не дает покоя.
Моя сестра Злата с самого детства мечтала уйти из родного села в большой город. Дойка, жница, пастушка эти роли ей казались чуждыми. Как только ей исполнилось шестнадцать, она купила билет до Тулы и клялась себе: «Ни за что не вернусь в эту глушь».
В Туле она поступила в техникум, поселилась в общежитии, а через два года нашла работу крановщицей на башенном кране. Всё шло по плану, пока не настало время «замуж». По выходным Злата с подругами ходила в парк, где познакомилась с парнем по имени Николай. Оказалось, он тоже ищет жену, поэтому они сразу же записались в ЗАГС, не тянув время.
Злата отправила письмо домой: «Мама, папа, я выхожу замуж! Приедьте». Родители не смогли приехать накануне они отпраздновали свадьбу старшей сестры. Мать ответила: «Приедем позже, увидим внуков». Свадьба прошла, и началась новая жизнь в доме, где жили Николай, его мать, сестра с сыном, брат с женой и сама Злата всего пять человек в трёх комнатах.
Нам, молодой паре, досталась крошечная комната. Свекровь любила свою невестку послушную, трудолюбивую, молчаливую. У неё было пятеро детей, а младшая дочь, Любаша, часто доставляла хлопоты. Она родила мальчика, но муж её таинственно исчез, оставив сестре задачу воспитывать племянника. Любаша постоянно жаловалась, что теперь ей «всю жизнь придётся растить племянника». Мы лишь смеемся над её словами.
Обстановка в доме была мирной, пока Любаша не привезла в наш дом свою жену. Сразу же завязалась вражда: Любаша, пришедшая из «тёмных мест», начала ненавидеть Злату, бросив в неё зубы: «Откуда ты её вытащила, парень?». Злата молчала, не поддавалась конфликту, а я тоже не вмешивался, потому что свекровь просила: «Нина, не обижай Любашу, она лишь завидует».
Когда у Златы родилась дочь Лилия, она погрузилась в материнство, а Любаша стала яростнее: каждый день новые скандалы, споры о мелочах. Злата, как тигрица, стала защищать ребёнка, и даже пришлось «запустить утюг» в Любашу, но цель не была достигнута она успокоилась. Любаша всё же нашла себе ухажёров, оставляя сына Диму на мать. Дима, пока ему не исполнилось девять, воровал у бабушки деньги, вёл себя как мелкий бандит. Злата в гневе сказала: «Займись сыном, а то растёт преступник».
Когда к нам приехали родители Златы посмотреть на внуков, они увидели тесноту и слышали ссоры. Отец предложил: «Собирайся к нам в отчий дом, иначе здесь станешь истеричкой». Мать шептала ей: «Вернись, Ваня в нашем дворе будет рад тебя увидеть». Злата ответила: «Я сюда приехала, чтобы работать, а не возвращаться к трактористам».
Через три года Николай, получив повышение инженером, смог снять собственную квартиру. К этому времени у нас уже появился сын, и семья переехала в своё гнёздышко хоть и холодное, но своё.
Год спустя умерла мать Николая. Любаша, пережив утрату, поседела, постоянно ходила к могиле, закрывала ворота ограды и молчаливо разговаривала с собой. Ей говорили: «Не закрывай ворота, иначе навсегда останешься там». Она отвечала: «Мне всё равно».
Со временем Любаша нашла нового мужчину, и в один вечер пригласила меня и Злату к себе в дом, где мы выпили чай и посмеялись. Когда я собирался уходить, Любаша задержала меня: «Нина, прости меня. Я завидовала тебе, а теперь вижу, как ты любишь Колю. Ты для меня самый дорогой человек». Я улыбнулся, ответил: «Как же ты красива, Любаша», и она поцеловала меня в щёку.
Утром позвонил младший брат Николая: «Николай, Любаша не проснулась, умерла во сне». Ей было 37лет, причина порок сердца. Мы похоронили её рядом с матерью, в одной ограде.
Год спустя сын Любаши, Дима, уже четырнадцатилетний подросток, остался без попечения. Мы нашли его отца, но тот уже имел новую семью и не мог принять сына. Все предлагали отправить Диму в интернат, однако я решил иначе: «Никаких интернатов! Родня должна помогать родне». Мы взяли Диму под опеку, и родственники вздохнули с облегчением.
С тех пор в нашем доме было всё: кражи, перепалки, угрозы от Димы, но мы пережили всё. Он вырос, женился, назвал детей Любомиром и Колей в честь своих воспитателей. Мы все удивлялись, как он изменился.
Сейчас я часто прихожу к могиле Любаши, приношу свежие цветы, которые Дима дарит в память о матери.
Этим записанным в дневнике я хочу заверить себя: даже в гуще семейных конфликтов и тяжёлых испытаний важно помнить, что родня это не лишь бремя, но и опора. Если мы готовы поддерживать друг друга, то никакие бури не разорвут наш общий путь.
Николай.


