Помню, как в старые летние дни к нашему дому в Тверской глубинке приехала невестка Аграфёна, чтобы поговорить со своим свекром Павлом. Она задержалась лишь на пару часов, но уже с первого взгляда бросила настороженный взгляд на свою свекровь Софию. Папа, нам нужно поговорить, начала она, простите, но я же не зря вытащила вашего сына из деревни. Я превратила его из простого деревенского парня в городского гражданина. А теперь вы хотите вернуть ему деревенскую простоватость, превращая моего сына Петьку в деревенщину? Я этому не позволю!
Что случилось, Аграфёна? испуганно вырвалась София. Почему ты так говоришь?
Потому что наш Петя, проведя всё лето с вами, уже не тот, кем был! Понимаете? продолжала она строгим тоном. Ему всего восемь, а после вашей деревни он превратился в настоящего мужика! У него появились странные привычки!
Привычки? Что ты имеешь в виду? Павел уставился на нервную невестку. Курит он, наверное?
Курить? Конечно, нет! огрызнулась Аграфёна. А выпивает? Вряд ли! Что за дурные привычки ты нам рассказываешь?
О мужицких! воскликнула она. Теперь он машины называют «кобылками». Увидит красивый автомобиль и громко восклицает: «Мама, папа, посмотрите, какая кобылка проехала!» Какое же это слово? Ужас!
Павел лишь хмыкнул, а София недовольным взглядом посмотрела на мужа.
Твои словечки, Павел сказала София, глядя на Аграфёну. Не переживай, девочка, слово «кобылка» не ругательное, даже ласковое. Это не кобыла, а маленькая кобылка.
Мам, зачем вы так говорите? вспыхнула невестка. Разве городской мальчик должен так говорить? Боюсь, что теперь Петя даже ругаться научится. После лета в деревне у него в речи появились странные выражения: «Сейчас, как возьму тебя за кардан!», «Ты получишь в раздатку», «Накручу на коленвал». От этих слов у меня волосы встают дыбом. А в школьном сочинении он захотел стать трактористом. Это вы, папа, его к этому подталкнули?
Почему я? пытался скрыть улыбку Павел, делая вид, что виноват. Не я. Он просто увидел технику в поле и немного помечтался. На деле он всё ещё городской мальчишка. Мы с бабулей слышали, как он мечтал стать финансистом, почти министром финансов.
Мы мечтали, чтобы он стал финансистом, вздохнула Аграфёна. А он недавно отчудил?
Что? насторожилась София.
Дали ему карманных рублей, как будущему финансисту, сказали, что может купить себе подарок на день рождения. И знаете, что он купил? Какието цепи, может, цепные пилы. Сказал, что ваши цепи, папа, уже не точатся и в следующем году вы с Петей отправитесь в лес за дровами для бани. Это правда?
Господи вздохнула София. Что же он придумал
Да, вместо подарка он решил помочь, подытожил Павел. Мы компенсируем расходы на пилы, вернём каждый рубль до копеечки. Только скажи, сколько он потратил.
Деньги тут ни при чём! воскликнула Аграфёна. Мой мальчик должен думать о учёбе, а не о дровах, кобылках и тракторах. Он должен стать отличником, чтобы сразу попасть в университет.
Верно, девочка! улыбнулась София. Следующее лето возьмём из нашей сельской библиотеки лучшие книги, будем сидеть с Петей под яблоней, читать математику и русский, готовить его к отличникам.
Точно! согласился Павел. Привези его к нам, и мы сделаем из него самого умного ребёнка в мире. Он уже любой деревенский мужик заткнёт по образованности. Таблица умножения у него щёлкает как орешки.
А как он говорит, поддакнула София мужу. Песенно, словно поёт. Все наши старушки в деревне влюблены в его голос. И говорят, мама Пети, ты, Аграфёна, очень правильная мамочка.
Правда? переспросила невестка. В чём я правильна?
В том, что привозишь его к нам на лето. В детском возрасте он должен питаться свежими продуктами, дышать чистым воздухом, купаться в чистой реке, а не в химическом бассейне. Он даже рассказал, что почти как рыба умеет плавать.
Да, он так сказал, кивнула Аграфёна и наконец улыбнулась.
Он теперь катается на велосипеде, не боясь самосвалов, не страшится пчёл и собак, аллергия отступила. Мы почти не ходим к врачу, добавила она.
Через год вы забудете слово «почти», сказал Павел. Не бойся, Аграфёна, мы его здесь не испортим. Он наберётся здоровья, хватит ему на всю жизнь. Главное в ребёнке здоровье, и физическое, и моральное.
Ну, ладно сдалась невестка. Вы меня успокоили.
Когда Аграфёна уехала, София посмотрела на мужа и спросила:
Как ты думаешь, привезут ли они Петьку в следующем году?
Привезут, куда им деваться, ответил Павел, слегка неуверенно. Хорошо, что Наталья в сарай не заглянула, иначе увидела бы трактор, который я собираю для Петьки, и точно бы испугалась. Но всё будет хорошо. Он только запомнил слово «кобылка», как я в детстве запоминал дедовы поговорки, которые сразу прилипали к сознанию.


