Ты уж, Таня, не обижайся, но жить с тобой я не стану.
А может, попробуем, Серёжа? Таня смотрела на него, не мигая, на щеках играл румянец.
Всё сказано, Татьяна
Ира Подберёзкина родилась, когда Сергей учился в первом классе. Он отлично помнил её мать красавицу Ларису, известную на всю округу, с огромным животом, и гордого отца Юрия. Потом Лариса выкатывала коляску за калитку, и ему так хотелось заглянуть внутрь Тогда это казалось чудом.
Сергей взрослел, а Иришка росла. Вот она уже выбегает из родительского дома в ярком платьице, с большим бантом на русых волосах. Вот играет с подружками, сооружая домик у палисадника. Сергей видел всё это из окна своего дома, стоявшего напротив.
Серёжа, проводи Иру, пожалуйста! как-то попросила Лариса.
Он не отказал. Так на год он стал опекуном первоклассницы Иришки. Сначала они шли молча, но первой не выдержала Ира начала рассказывать ему свои истории, случаи с уроков. Её занятия заканчивались раньше, и она терпеливо ждала, пока он освободится. Порой Сергей возвращался с одноклассниками, и Иришка шагала рядом. Он привык и по утрам ждал её у калитки, а когда она выходила, брал за руку так они и шли до школы.
На следующий год в сентябре Иришка тихо попросила разрешения идти с подружками. Теперь девочки шли впереди, а Сергей на расстоянии, готовый в любой момент прийти на помощь. И случай представился: на дороге появился гусь. Шипя, он выгибал шею, хлопал крыльями, и девочки боялись пройти. Сергей встал между ними и птицей, и те с визгом пробежали.
Через год Сергей уехал учиться в соседнее большое село, где была десятилетка, и стал приезжать домой только на выходные и каникулы. Иришка будто забыла, кто он, проходила мимо, опустив глаза, не здоровалась. Потом он поступил в штурманское училище и бывал дома ещё реже.
Мам, это кто? Иришка?! Сергей оторвался от ужина. Из калитки Подберёзкиных вышла высокая, статная красавица.
Наша Иришка! мать тоже взглянула в окно и улыбнулась.
Когда она успела? искренне удивился он.
Время пришло мать вздохнула с теплотой. Смотрю и радуюсь самое лучшее от родителей взяла!
Потом он ещё несколько раз видел её украдкой хорошо, что тюль скрывал. Вот она несёт ведра на коромысле к колонке, и ветер так удачно распахивает подол платья Вот идёт на экзамены в строгом костюме Сергею даже захотелось снова провожать её.
Но последней каплей стал голос. Он услышал его, помогая отцу чинить забор:
Да на такой голос хоть на край света пойдёшь!
А однажды, выйдя с вёдрами за водой, он встретил её у колонки.
Здравствуйте! первой поздоровалась Иришка, снова поразив его.
Здравствуй, Ира, ответил Сергей, почему-то оробев.
Вёдра наполнялись долго, а он так и не придумал, о чём заговорить
Уезжал он тогда с затаённой тоской. Кажется, наконец влюбился.
Потом была присяга и распределение Сергей оказался в заполярном Мурманске.
***
В следующий раз он ехал домой с надеждой. Мечтал, что вот-вот признается Иришке И возраст у неё уже подходящий
Первый день он отсыпался, потом начались трудовые будни. Отец, как всегда, составил план максимального использования «рабочей силы». На второй день они поехали в лес за дровами, потом кололи их, складывали в сарай. Затем заменили нижние венцы бани, переделали дверной косяк, перестелили пол. В завершение отец решил обновить пол в хлеву Так две недели и пролетели.
Сергей поглядывал на соседскую калитку обычно запертую. Из неё выходили то Лариса, то Юрий, а Иришка не появлялась.
Мам, а где Иришка? наконец спросил он.
Учится. В городе живёт, ответила мать.
Так он тогда и уехал ни с чем.
Через год он увидел её лишь раз и это ему не понравилось. Из-за тюлевой занавески он наблюдал, как она идёт с долговязым деревенским парнем. Тот что-то говорил, смеялся над своими шутками, а Иришка снисходительно улыбалась, глядя на него с неприятной Сергею симпатией.
Позже он узнал: она вышла за него замуж и поселилась в райцентре.
Теперь, приезжая к родителям, он не только видел, но и слышал её
Серёжа, хватит страдать, ты же не мальчишка мать давно догадалась.
Разве заметно?
Ещё как! Вижу, как ты на неё смотришь. Найди себе кого-нибудь в Мурманске может, успокоишься. Как говорится: «Хороша Маша, да не наша!» Перестань мучить себя.
Пытаюсь, да не выходит
***
Сергей стал приезжать реже. Служба кидала его по дальним гарнизонам. Как холостяк, он не имел права отказываться. Да и сам искал места, где было бы тяжелее, будто наказывал себя за что-то.
Так он опоздал на похороны отца, успел лишь на девятый день. А через четыре года и на мамины. Но соседи всё сделали, как положено.
Увидев его у калитки, к нему вышла Лариса и передала ключи это она отправила телеграмму.
На следующий день Сергей навёл порядок на кладбище, потом разбирал завалы в доме родители ничего не выбрасывали. Мать перед смертью болела, и дом запустила. Он устроил большую уборку, а по вечерам пересматривал старые фото. Там он нашёл пожелтевшую газету.
На снимке он и Иришка. То ли в школу шли, то ли назад, а в тот день в село приехал фотограф снимал передовиков уборки. Как они попали в кадр, Сергей не помнил. Но на следующей неделе их фото напечатали в районной газете. Журналист принял их за брата и сестру.
Перед отъездом он договорился с Ларисой и Юрием присматривать за домом, разрешив им пользоваться огородом.
Теперь и Иришке в городе картошку не покупать. А то её Валерка всё без работы сидит, денег нет, вздохнула Лариса.
Как она там живёт? Сер