Это не твой дом
Сегодня я долго сидела на пустой веранде родного дома, пытаясь понять, где моя жизнь свернула не туда. Мне только восемнадцать, а кажется, что разочарований пережито уже больше, чем счастья. Когда бабушки Раи не стало, я впервые по-настоящему осталась одна. Университет мне так и не покорился помешала Катя Семёнова, которая сидела со мной за одной партой. Она списала у меня на экзамене, а потом что-то нашептала экзаменатору, и меня выставили за дверь: якобы я сама у неё всё переписывала. Оправдываться было бесполезно она ведь дочь местного бизнесмена, с такими не поспоришь.
Пока я пыталась прийти в себя после неудачи, на пороге появилась моя мать. Пришла не одна, а с двумя родными братьями и новым мужем. Воспоминаний о ней мало. Мама жила с нами только до моих четырёх лет, а потом исчезла. Бабушка рассказывала, что мать всегда искала себе посытнее кусок: даже будучи замужем за отцом, не скрывала, что подыскивает варианты получше. Когда папы не стало, мама собрала вещи, выставила меня на крыльцо у бабушки и умчалась в неизвестном направлении, продав единственную квартиру, которая осталась от мужа. Бабушка Рая пыталась её остановить бесполезно.
Мама появлялась время от времени, но по-настоящему я её не интересовала. Один раз, когда мне было двенадцать, она приехала с младшим братом Святославом и требовала переписать дом на себя.
Не будет этого, Тома! упрямо отказалась бабушка.
Всё равно, как помрёшь, дом мой будет! бросила мама, зыркнула зло на меня, собрала сына и уехала.
Почему вы каждый раз ругаетесь из-за мамы? спросила я бабушку тогда.
Потому что мать твоя эгоистка, строго ответила бабушка. Пожалела бы я её тогда побольше, глядишь, другой бы выросла!
Бабушка Рая заболела внезапно. Она всегда была бодрой, за работой, а тут я пришла из школы бабушка бледная, без сил, сидит на балконе. Я такого не видела никогда.
Бабуль, что случилось? испугалась я.
Плохо мне… Вызови скорую, Аленушка, ответила она тихо.
Потом больница, капельницы, реанимация. Я металась между домом и больницей, звоня матери. Она не хотела приезжать, но услышав, что бабушка в реанимации явилась. Только на похороны. А через три дня после похорон сунула мне под нос завещание:
Дом теперь мой и сыновей. Олег скоро приедет, ты ведь не ладишь с ним. Переберись пока к тёте Гале, хорошо?
Сколько было в её голосе радости! Как будто ждала бабушкиной смерти, лишь бы получить дом.
Я была разбита сил с ней спорить не осталось, да и завещание было оформлено правильно. Ушла к тёте Гале по отцу, но быстро поняла: долго там не выдержу. Галя вечно приводила шумных, полупьяных гостей, да ещё некоторые начинали на меня засматриваться. Я боялась даже выйти из комнаты. Поделилась всем этим со своим парнем, Пашей, и впервые почувствовала защиту:
Не позволю, чтобы над тобой издевались! сказал он твёрдо. У нас на окраине города есть однокомнатная квартира, отец давно обещал, что когда поступлю, смогу жить отдельно. Вот и пришло время!
А как же я? растерялась я. Разве родители позволят тебе со мной жить?
У них выбора нет! улыбнулся он. Я делаю тебе предложение: выйдешь за меня?
Слёзы неожиданно потекли по щекам впервые за многие месяцы от радости. Согласилась сразу.
Когда Галя узнала о нашем решении, обрадовалась, а мать как всегда, с язвительным ворчанием:
На свадьбу денег не дам! Дом мой, ничего не получишь, знай!
Такой холод от её слов… Паша забрал меня к себе, его родители встретили меня тепло отпаивали чаем, выслушивали всё, что накопилось на душе.
Андрей Семёнович, отец Паши, сразу заметил странное: почему мама так держится за дом, если у неё на руках завещание? Я пересказала ему, как всё было как мама всегда ругалась с бабушкой из-за дома и постоянно просила переписать недвижимость на себя.
Ты к нотариусу ходила? спросил Андрей Семёнович.
Нет… Зачем? Ведь завещание на маму.
После похорон всегда открывается наследственное дело. Ты же внучка, у тебя есть права. В понедельник вместе сходим к нотариусу.
Когда мы пришли, нотариус расспросил меня обо всём, принял заявление. Позже выяснилось: у бабушки был вклад в “Сбербанке”, который она копила мне на учёбу я и не знала! Но самое главное: дом уже несколько лет оформлен на меня по дарственной. Завещание мама показывала старое, оно давно отменено. Теперь мне восемнадцать, и я имею полное право распоряжаться домом.
Я была в шоке: всё это время дом был мой, а мама только притворялась хозяйкой.
Теперь сообщи матери, чтобы освободила дом, сказал Андрей Семёнович. А если что обратись в полицию.
Мама как завелась: «Ах ты, предательница! Выдумала сказки! У меня тоже бумажка есть!». Олег грозил переломать ноги. Андрей Семёнович вежливо предупредил их об уголовной ответственности. Полиция приехала быстро, разобралась, велела съехать немедленно.
Мама с мужем злобно собирала вещи, а Павел настоял остаться со мной: «Буду рядом, мало ли что». И оказался прав ещё долго они не оставляли меня в покое, забирали часть денег с вклада, но про дом забыли только после консультаций с юристами. Они окончательно уехали, мы больше не виделись и не хотелось.
С Пашей мы поженились. Следующим летом я поступила в институт на журфак, а на третьем курсе у нас родился сын. Я благодарна мужу и его родне за всё, что сделали для меня. Оглядываясь, понимаю: жизнь всё-таки может быть чудо как хороша, если рядом настоящие люди.
Автор: Одетта
—
—
Загадка
Дом был старый, но ухоженный. Не простоял пустым ни года стены не успели покоситься. Я, Мария, думала: хорошо хоть так! Мужа у меня сейчас нет и, может, уже и не будет. Я ведь не из тех легендарных русских баб, что всё умеют: что кони, что изба и гвоздь забьёт, и печь сложит!
Я поднялась на деревянное крыльцо, достала из сумки ключ и щёлкнула тяжёлым навесным замком.
***
Этот дом завещала мне баба Люба дальняя родственница, хоть и почти незнакомая. Даже странно: мало ли какая у стариков на уме логика! Бабе Любе было лет сто, по моим прикидкам. Я была ей то ли племянницей, то ли просто роднёй по крови у нас всегда так: кто шьёт, кто варит, кто выручает.
В последний раз я была у Любы в молодости. Уже тогда она доживала свой век в одиночестве, ни у кого помощи не просила. Но вот ушла тихо, почти незаметно.
Мне позвонили, сказали у вас в деревне Загадка умерла бабушка. Я даже не сразу сообразила про какую бабушку речь. И уж точно не ожидала, что она оставит мне свой домик и двенадцать соток земли.
Вот тебе подарок к пенсии! шутливо сказал тогда мой муж Михаил.
До пенсии мне ещё шагать и шагать, отмахнулась я. Ещё только пятьдесят четыре, а до шестидесяти не факт, что дотяну. Так что это простой сюрприз, без всяких заслуг я ведь и не знала, что баба Люба до сих пор жива. Думала, давно к прадедам отправилась. Не капризничай тут, Маша. Раз дали пользуйся.
Или продадим! потирал руки Михаил.
***
Хорошо, что не продали. Прошло пару месяцев и вот тебе сюрприз не из приятных: выяснилось, что мой драгоценный Михаил завёл другую. Серые волосы, бес в ребро, старый камень за пазухой…


