Чужое счастье
29 марта 1992 года
Сегодня с утра я, как всегда, вышел во двор ранняя весна в этом году удивила всю деревню под Ярославлем. Ещё март даже не кончился, а снег сошёл, земля дышит. Погода обманчива холода ещё наверняка вернутся, но солнце пригревает, и сложно удержаться: то хочется укрепить забор, то подлатать сарай с дровами. Думаю, к лету надо бы завести кур, может, утят, поросёнка. А ещё собаку и кошку пусть дом полный будет. Но сам себя в мыслях одернул: хватит, нагулялся один, достаточно приключений.
В нос шибает земляной дух и тоска берёт, как в детстве: хотелось бы босиком пробежаться по только что вспаханной, пуховой, тёплой, влажной земле, утопая в ней по щиколотку.
Ещё поживём! от души сказал я вслух, будто кому-то другому.
Здравствуйте!
Я аж шарахнулся. У калитки стояла девчонка лет семнадцати, в серой поношенной курточке такие обычно в ПТУ у нас выдают, ботиночки тоненькие, чуть не на бумажной подошве, тонкие телесные колготки, не по погоде.
Думаю про себя: вот же глупые нынешние, простынет ведь весны не дождёшься в одном таком. Оглядевшись по сторонам, девочка шаркает ногами, переминается.
Здравствуй, буркнул я угрюмо.
Извините, вы не подскажете, где у вас здесь туалет?
Вот так дела Проходи, вон за дом и направо там.
Побежала девчонка тонкая, нервная, как лань.
Вы спасли меня! Я квартиру ищу у вас, не сдаётся случайно комната?
Да вроде не собирался А тебе зачем?
Да хотела бы снять, в общежитие не хочу, там пьют и курят И парни вечно шастают
Это сколько же платить-то собралась?
Пять рублей больше нет
Ну, проходи уж, согрею чаем. Давай-ка, не стой на ветру.
Можно ещё раз до туалета?
Иди, конечно
Как звать-то тебя, дочка? спрашиваю, ведя в дом.
Зовут меня Алёнка тонким голоском, словно мышонок.
Алёнка. Ну-ка, рассказывай, чего пожаловала?
Молчит. Всё вокруг разглядывает.
Ну так что? Может, украсть что задумала? Тут брать-то нечего Одна я.
Нет, никто не посылал, сама пришла Вы вы не узнали меня? Павел Матвеевич это же я, Аля ваша дочка.
Я застыл на месте. Казалось, мир остановился, всё затихло даже ветра нет. Смотрю на неё а слёзы на глазах, нос красный от холода.
Алёночка только выдохнул я и не смог пошевелиться.
Папа, это я! Меня в приюте адрес ваш скрывали. Да если бы не учительница Вероника Сергеевна, такая добрая, она помогла узнать, записали запрос, и вот нашлись вы, папа
Не сдержался: слёзы сами льются, руки дрожат. Обнял я свою дочь как будто всю жизнь её ждал, каждая клеточка знала, что она вернётся.
Сидим так на лавке, оба молчим зачем слова, если всё понятно без них.
Потом уже, придя в себя, стал хлопотать: воды горячей принёс, травками Алёнку попарил, по-отцовски заботился. В душе была одна мысль: вот оно, настоящее счастье, зачем вообще ещё жить, если не ради ребёнка.
Огород, поросёнок, заботы по дому, да какая теперь разница дочка нужна, всё остальное для неё.
***
Время бежит незаметно. Она у меня расцвела: щёки округлились, волосы заплетаю косичкой. Всё как у людей; я будто моложе стал силы новые появились.
Пап, однажды слышу.
Чего, доченька?
Я влюбилась. Очень сильно. Его зовут Димка, он замечательный. Познакомиться с тобой хочет
Внутри как будто что-то оборвалось опять боюсь потерять счастье, только нашёл и вот, просачивается между пальцами. Не успел нарадоваться, не успел
Пап, не грусти. Он тебе понравится! Алёнка, как обычно, обнималась, щекотала меня словами.
Знакомство прошло хорошо: Дмитрий деревенский парень, смышлёный, хозяйственный, работящий. За такого и свою кровь не стыдно отдать.
Жив стало по-настоящему весело. Времена не простые в деревне люди в долг живут, а у кого собака мясо ест лучше, чем некоторые семьи Зато мы держимся: я в мастерскую ушёл после закрытия фабрики, платили неплохо, одел Алёнку, и зятя тоже.
Дима помогает: дом перестроил, забор обновил, баню подправил, для скотины сарай отгрохал. Смеются, поют наши окна по вечерам. Я словно заново жизнь пирожка налепил: живём, любим, работаем.
***
Прошли годы, весёлых забот набралось с лихвой. Даже на заводе шепчутся: мол, этот Павел Матвеевич вдруг стал как солнце светиться, улыбка не сходит. Родился внук Матвейка! Такому только песни петь, да сказки сказывать.
Все мысли теперь только о внуке. Матвейка лучший мальчишка на всей улице, бабушкин любимец, никуда от меня.
Дима с братьями фирму строительную открыли, стройматериалами торгуют, дела идут. А тут и новость: внучка родилась. Я для Маришки платьев шил да игрушки мастерил красота в доме, детский смех не утихает.
***
Только сердце заныло жжёт грудь
Пап, папочка, что с тобой?
Всё хорошо, доченька, всё хорошо
Поздно, говорят врачи уже ничего не поделать.
Доктор, ну как так это же мой папа
Прости, девочка, мы бессильны
***
Алёночка, тяжело дышу, ты меня прости Я не твой настоящий отец. Просто однажды подменили, документы перепутали Я тебя у чужой матери забрал, вот оно моё счастье ворованное
Папа, ты мне настоящий. Я всегда это знала: я чужая, фамилия не та Да ты мне дороже всех, папочка. Спасибо, что был со мной, что любил, как мог
Последние слова даются с трудом: спасибо тебе за дочь, Господи, спасибо за дочку и внуков, за всё, что было, и за это моё пусть ворованное, а всё равно счастье
***
После похорон я часто заходил на кладбище. У могилки девочка сидит.
Мама, а дедушка Паша добрый был?
Самый добрый, доченька.
А красивый?
Самый красивый.
Кто его так назвал?
Наверное, его папа, а может бабушка
Девочка аккуратно возлагает веночек из ромашек на холмик.
Я тебя люблю, прадедушка.
И я тебя, малышка, шелестят берёзовые ветви. Ветер вторит нас много, но только любовь навека.
*Сегодня я понял, что счастье может прийти в дом незаметно, никакими деньгами не купишь. Не всегда кровь и родство главное, а любовь и забота делают тебя настоящим отцом, настоящим человеком. За это я благодарен судьбе.


