Времена не меняются, меняются люди.
— Танька, да у тебя совесть вообще есть?! — дрогнувшим голосом спросила Алина младшую сестру.
— Лина, кому бы говорить про совесть, только не тебе! Мы с матерью свое отслужили, теперь ваша очередь. Поживите с Сергеем, узнаете, каково это с пожилым человеком в одной квартире. А с нас хватит! — последние слова Тамара выкрикнула так, что в ушах зазвенело, и бросила трубку.
Алина услышала в телефоне лишь короткие гудки. Она замерла на секунду, а потом прошептала:
— Бессовестная… Вот бессовестная…
…Алина и Тамара — родные сестры. Их родители — Михаил Петрович и Людмила Семёновна — поженились ещё студентами. Через год после свадьбы у них родилась дочь — Алинушка. Жили молодые трудно, денег хватало лишь на самое необходимое.
Через несколько лет Михаил Петрович получил двухкомнатную квартиру от завода, где работал. Стало легче. Да и Людмила Семёновна подрабатывала — давала частные уроки музыки и со временем стала неплохо зарабатывать. Когда Алине исполнилось десять, родилась вторая дочь — Тома.
Младшую родители баловали без меры. Любой каприз исполнялся по первому слову. Тома быстро смекнула, как «перетянуть одеяло» на себя, и пользовалась этим вовсю.
— Лина, ну ты же старшая! Уступи сестре! — в который раз упрекнула Людмила Семёновна.
— Мам, зачем ей этот альбом? Я себе купила, а она ещё маленькая!
— Хочууу… — закатила истерику Томка.
И вот уже желанная вещь оказывалась у неё в руках. Учиться читать Тома не хотела, к логопеду ходить — тоже. Её мир вращался вокруг неё одной, и любое «нет» заканчивалось скандалом.
Когда Алине было шестнадцать, а Томе — шесть, случилось несчастье. От инфаркта скоропостижно скончался Михаил Петрович. Все жалели семью — мужчине едва исполнилось сорок, жизнь только начиналась… Но судьба распорядилась иначе.
Тяжелее всех утрату перенесла Людмила Семёновна. В ней будто что-то надломилось. Она словно ослепла ко всему вокруг. Даже старшая дочь её почти не интересовала. Все силы, любовь и заботу она отдавала семилетней Томке, которая была вылитый отец.
— Мам, у меня джинсы уже дырявые, а ты Томке платья покупаешь! У неё шкаф ломится! — возмущалась Алина.
— Алиш, ну что ты как маленьская? Ты же взрослая! Скоро школу закончишь, институт, работу найдёшь — купишь себе всё, что захочешь. А Томочка… Бедная девочка, в таком возрасте без отца осталась! Как же он её любил… — Людмила Семёновна смахнула слезу.
Алина окончила школу и уехала в другой город.
— Думала, будет тяжело без тебя, а теперь даже хорошо! Хочу Томке комнату переделать — пусть как у принцессы будет! — радовалась Людмила Семёновна.
— Мам, то есть мой диван на свалку, да? А я ведь на выходные собиралась приезжать…
— Конечно выбросим! Куда это старьё?! Приезжай — ночевать будешь со мной или на кухне. Раскладушка есть. Томке же школа ещё впереди, хочу, чтобы у неё своя комната была.
В сентябре Алина уехала, а вскоре Людмила Семёновна затеяла ремонт.
— Алиш, надо было тебя раньше отправлять! Ремонт затянулся, Томка места себе не находит, ждёт не дождётся своей комнаты. — жаловалась она по телефону.
— Мам, зачем вообще этот ремонт? Комната была нормальная! Кстати, на «Посвящение» деньги нужны. Переведи, пожалуйста.
— Алиночка, если деньги нужны — иди и зарабатывай! Ремонт дорого стоит, кредит взяла. Да и Томка из одежды выросла, гардероб обновлять надо. А она то в кино просится, то мороженое…
— Мам, ей ты покупаешь, а мне?
— Ты же взрослая! В мои годы все подрабатывали — и ничего. А Томка папу потеряла, травма на всю жизнь…
— Мам, я тоже потеряла отца!
— Так ты уже большая! Самостоятельность пора проявлять! — отрезала Людмила Семёновна.
Домой Алина приезжала редко. Устроилась на подработку, познакомилась с Сергеем. Сначала снимали квартиру, потом сыграли скромную свадьбу и взяли ипотеку.
— Дочка, помогла бы, но у нас сложности… — вздыхала Людмила Семёновна.
— Какие сложности?
— Томка же учится! Репетиторы — целое состояние!
— Я без репетиторов обошлась.
— Тогда времена другие были! Томка на переводчика хочет — платное отделение, копить надо. А вы с Сергеем справитесь. Взрослые люди, сами решили — сами и отвечайте!
Алина не спорила. Она понимала: в доме давно правит Тамара, и её слово — закон.
Вскоре у Алины и Сергея родился сын — Ваня.
— Мам, приедешь помочь с малышом?
— Алиш, как я уеду? Томка же к экзаменам готовится! Ей и помочь надо, и покормить как следует…
— Мам, когда я экзамены сдавала, у нас папа умер.
— Давно это было! А я хочу, чтобы у Томки всё было лучше, чем у других.
Тома отучилась на платном. Людмила Семёновна экономила на всём. Внуку на день рождения дарила дешёвые игрушки — «главное будущее Томки, а это просто пластмасса».
Тома получила диплом и сразу вышла замуж. Они с мужем жили с Людмилой Семёновной. Через два года родился сын — Стёпа. Бабушка души в нём не чаяла. У мальчика было всё. Алина давно не вмешивалась, лишь соглашалась: Стёпа — вылитая мать. Тот же характер, те же привычки.
— Мам, ты с работы уволилась? — как-то спросила Алина.
— Да. Стёпку в школу возить надо. Да и лицей у него в другом районе.
— Мам, это же полчаса на автобусе! Давай я с Томкой поговорю…
— Нет! Стёпка у нас способный! В обычной школе ему делать нечего — буду возить!
…Прошли годы. Стёпа подрос, а Тома с мужем купили квартиру и собрались переезжать. Людмила Семёновна переживала так, что слегла с инфарктом.
— Том, маму или к себе забирай, или оставайся с ней. Ей уход нужен.
— Ты с ума сошла?! У нас евроремонт! Ты знаешь, сколько это стоит?!
— То есть мать одна останется?— Нет, не одна — её заберу я, — тихо ответила Алина и положила трубку.