Времена не меняются, меняются люди
— Танька, у тебя хоть капля совести осталась?! — дрожащим голосом спросила Светлана младшую сестру.
— Светка, да кому бы про совесть говорить, только не тебе! Мы с мамкой свое отработали, теперь ваша очередь. Поживите с Димкой и поймете, каково это — с пожилым человеком в одной хрущевке. Хватит с нас! — последние слова Тамара выкрикнула с особым напором и резко бросила трубку.
Светлана услышала в телефоне короткие гудки. Она замолчала на мгновение, а потом прошептала:
— Бессовестная! Ну и бессовестная…
…Светлана и Тамара — родные сестры. Их родители, Владимир Петрович и Надежда Ивановна, поженились еще студентами. Через год после свадьбы у молодых родилась первая дочь — Светочка. Жили они тогда очень скромно, денег едва хватало на самое необходимое.
Через несколько лет Владимир Петрович получил двухкомнатную квартиру от завода, где работал. Жизнь стала полегче. Да и Надежда Ивановна подрабатывала — помимо работы в музыкальной школе давала частные уроки и со временем стала неплохо зарабатывать. Когда Свете исполнилось десять, родилась вторая дочь — Тома.
Младшую баловали безмерно. Все ее прихоти исполнялись по первому требованию. Тома быстро смекнула, как это работает, и сознательно перетягивала внимание на себя.
— Света, ну ты же старше! Уступи сестренке! — в который раз Надежда Ивановна одергивала старшую.
— Мам, зачем ей этот альбом? Я же себе купила, она еще маленькая!
— Хочууу! — закатывала истерику Тома.
И уже через минуту желанная вещь оказывалась у нее в руках. Тома не хотела учиться читать, не хотела заниматься с логопедом. Ей нужно было только одно — чтобы все было по-ее́.
Когда Свете исполнилось шестнадцать, а Томе — шесть, семью постигло горе: Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа прямо на работе. Все вокруг сочувствовали — мужчине не было и сорока, жизнь только начиналась… Но судьба распорядилась иначе.
Больше всех тосковала Надежда Ивановна. В ней что-то надломилось. Она словно перестала замечать окружающих, даже старшая дочь отошла на второй план. Все свое внимание и заботу женщина отдавала младшей — Тамаре, вылитой копии покойного мужа.
— Мам, у меня джинсы уже дырыми дырявые, а ты Томке все новые платья покупаешь! Шкаф уже не закрывается! — возмущалась Света.
— Свет, ну что ты как маленькая! Ты уже взрослая, скоро школу закончишь, поступишь, работу найдешь — купишь себе все, что захочешь. А Томочка… Она же без отца росла! А как он ее любил, как баловал… — Надежда Ивановна смахивала слезу.
Света окончила школу и уехала учиться в другой город.
— Знаешь, Свет, я думала, буду переживать, что ты уезжаешь. А теперь даже рада! Хочу Томке комнату сделать — как у принцессы! — восторженно говорила мать.
— То есть мой диван на помойку? Я же на выходные собиралась приезжать… — обиженно пробурчала Света.
— Конечно выкину! Куда это старье? А спать можно у меня или на кухне — раскладушка есть. Томке же школа еще впереди, ей своя комната нужна!
В сентябре Света уехала, а Надежда Ивановна затеяла ремонт.
— Свет, надо было тебя еще летом выпроваживать! Чтобы Томка к учебному году в своей комнате была. Она так ждет! — ворчала мать по телефону.
— Мам, зачем вообще этот ремонт? Комната и так нормальная была! Кстати, на «Посвящение» деньги нужны…
— Свет, если деньги нужны — иди подрабатывай! Кредит на ремонт взяла, Томке гардероб обновлять надо, то кино, то мороженое…
— А мне почему нельзя? — обиделась Света.
— Ты взрослая! Вон я в твои года уже сама на жизнь зарабатывала. А Томочка… Она же папу потеряла…
— Мам, я его тоже потеряла!
— Ну ты же старше, тебе легче!
Домой Света приезжала редко. Подрабатывала, потом познакомилась с Димой. Сначала снимали квартиру, потом сыграли скромную свадьбу и взяли ипотеку.
— Дочка, я бы помогла, но у нас же сложности… — вздыхала Надежда Ивановна.
— Какие сложности?
— Томка учится, репетиторы — деньги бешеные!
— Я без репетиторов обошлась!
— Тогда другое время было! А Томка на переводчика хочет — платное отделение, копить надо. А вы с Димой справитесь, не маленькие!
Вскоре у Светы и Димы родился сын — Игорь.
— Мам, приезжай, помоги с малышом…
— Свет, ну как я уеду? Томка к экзаменам готовится! Ей и помочь надо, и кормить получше…
— Когда я экзамены сдавала, папа как раз умер.
— Ну это давно было! А я хочу, чтобы у Томки все было лучше, чем у других!
Тома отучилась на платном. Надежда Ивановна экономила на всем, внуку дарила дешевые подарки — “пластик же, не стоит переживать”.
Тома вышла замуж и осталась жить с матерью. Через два года родила Влада. Бабушка души в нем не чаяла. Казалось, у мальчика было все. Света давно не вмешивалась, лишь соглашалась, что Тома и Влад — как две капли воды: оба требовали — и получали.
— Мам, ты с работы уволилась?
— Да. Влад в лицей пошел — возить надо.
— Мам, там же полчаса на маршрутке! Давай я с Томкой поговорю…
— Нет! Он у меня способный! В обычной школе ему делать нечего!
Прошли годы. Влад подрос, Тома с мужем купили квартиру и собрались переезжать. Надежда Ивановна не выдержала — инфаркт.
— Том, забирай маму к себе или оставайся с ней. Уход нужен.
— Ты с ума сошла?! У нас евроремонт! Ты хоть знаешь, сколько это стоит?!
— То есть оставишь ее одну?!
— Почему одна? Берите к себе! Наша очередь прошла — теперь ваша!
Из больницы Надежда Ивановна вернулась в пустую квартиру.
— Свет, Тома не берет трубку… У них все нормально?
— Все в порядке. Они в Таиланд улетели. Не переживай.
Света с Димой забрали мать к себе. Лишь тогда Надежда Ивановна прозрела.
— Светочка, прости меня… Всю жизнь тебя отодвигала, а ты… — рыдала она.
— Мам, брось. Все позади. Возьми учеников, ты ведь прекрасный педагог.Через месяц Тома позвонила снова — не спросить о здоровье матери, а уточнить, передадут ли ей ключи от пустующей квартиры, ведь “Владу репетитор по математике нужен, а денег, как всегда, не хватает”.