**Дневник. Одиночество в браке.**
С Николаем мы прожили бок о бок двадцать лет. Было разное — и радости, и горести. Но ни разу мне не стало стыдно за эти годы.
Я всегда старалась быть идеальной женой — угождала, не спорила, терпела. А как иначе? Женщина должна быть терпеливой, а то ведь и мужа лишиться — вокруг него и так полно одиноких, готовых подхватить. Дважды прощала измены. Однажды он и вовсе собрал вещи, но я сказала: «Без тебя жить не смогу». Испугался, остался.
Пил он, конечно… но кто у нас не пьёт? Зато работал, пусть и копейки приносил. Нам хватало. Да и я сама на двух работах крутилась. Так и жили.
Когда родилась Алиса, я сидела в декрете, денег не хватало. Николай стал злым — ворчал на каждую копейку, упрекал в расточительстве. Но потом я вышла на работу, и снова могла обеспечивать себя и дочь.
Однажды он вернулся под утро, пьяный. Спросила, где был — закричал, замахнулся. Я промолчала. Жена должна понимать: мужчине иногда нужно отдохнуть от семьи.
Потом он не просто замахнулся. Я носила тёмные очки, пряча синяки, а соседям говорила, что ударилась о дверцу шкафа.
Повторялось снова и снова. Врачи, лечившие сломанные рёбра, уговаривали написать заявление. Но как я могла? Николай — родной человек. Да и если бы написала, он бы ушёл. А ребёнку нужен отец.
Хотя дочь он почти не замечал — мечтал о сыне. Второго ребёнка не получалось, хоть я и надеялась.
Алиса, повзрослев, просила развода. Редкий случай, дети ведь любят родителей, даже плохих. Но она боялась отца — ему тоже доставалось. Николай был главным, мы подчинялись, но избежать рукоприкладства не всегда удавалось.
Шли годы. Мне перевалило за сорок. Алиса жила с парнем отдельно. Муж стал тише, почти не разговаривал со мной. Я привыкла. Любила молча, других мужчин не замечала.
Однажды он пришёл с работы раньше, хмурый. Ходил по квартире, будто хотел что-то сказать.
— Коля, что-то не так? — спросила я первая.
Помолчал. Потом рубанул:
— Всё. Ухожу.
Земля ушла из-под ног. Я ухватилась за стул.
— Куда?! А я? А наша семья?
— Какая семья?! — взорвался он. — Посмотри на себя! Я двадцать лет мучился! Хочу пожить для себя, с женщиной, которая меня ценит!
— У тебя есть другая? — слёзы хлынули сами.
— А ты как думала? На тебя без слёз не взглянешь, старухой стала. А я ещё ничего себе. Мне подавай красивую, а не замухрышку!
Он швырнул в сумку вещи и выбежал, бросив на ходу:
— Остальное завтра заберу!
Так закончились наши двадцать лет.
Позже я узнала: у него три года была любовница. К ней он и ушёл.
Сегодня мне 45. С развода прошло пять лет, но до сих пор больно.
При разделе имущества он выцарапал каждую ложку. Оставил мне только мамину квартиру. Всё казалось нереальным — будто кошмар.
Как так вышло? Ведь я всё для него делала!
Теперь я поняла: нельзя жить чужой жизнью. Нельзя прощать обиды, если человек не раскаялся. Нельзя ставить себя ниже, терпеть унижения. А я ещё и дочь на второй план отодвинула! Теперь она почти не общается — обижена за испорченное детство.
Жаль, что осознание пришло так поздно. Столько сил потрачено впустую…
Часы громко тикали. Этот день рождения я снова встречаю одна. Но теперь я знаю: хочу прожить остаток жизни в покое и радости. Без оглядки на чужие капризы.
Раздался звонок. На пороге стоял Николай.
— Вернулся. Ты самая лучшая. Пустишь? — улыбался, будто ничего не было, в руках — жалкий букет ромашек.
— Нет. Уходи. И не возвращайся.
Дверь закрылась. И в этот момент я поняла: теперь мне не будет одиноко. Потому что начинаю новую жизнь — без призраков прошлого.
P.S. Эту историю мне рассказала подруга. А как думаете, права ли она была? Как должна вести себя женщина в семье?