Ну как же я могу взвалить на вас такую ношу? Даже мой отец с Татьяной не согласились взять его, выдохнула я.
Марина, доченька, одумайся! За кого ты собралась замуж?! причитала мама, поправляя мне фату.
Объясни хоть, чем тебя Андрей не устраивает? я окончательно растерялась от ее слез.
Да как же? Его мать продавщица, на всех огрызается. Отец вообще неизвестно куда пропал, а в молодости только пил да гулял.
Наш дед тоже пил и бабушку по деревне гонял. И что с того?
Твой дед был уважаемым человеком, председателем был.
Но бабушке от этого легче не было. Я маленькая была, а всё помню, как она его боялась. А у нас с Андреем, мама, всё будет хорошо. Не надо судить о людях по их родителям.
Вот появятся у вас дети, тогда поймешь! сердито сказала мама. Я только вздохнула.
Жить, конечно, непросто, если мама не изменит своё мнение об Андрее.
И всё же мы с Андреем сыграли веселую свадьбу и стали жить своей семьей. Повезло, что у Андрея в нашем поселке был дом, оставшийся от бабушки с дедушкой от тех самых родителей гуляки-пропавшего.
Постепенно Андрей перестраивал дом, и вскоре у нас получился настоящий современный коттедж, хоть сейчас живи да радуйся. Вот какой у меня муж, а мама зачем наговаривала на него?
Через год после свадьбы у нас родился сын Илья, а еще через четыре года дочь Олеся. Но стоило детям заболеть или что-то натворить, мама тут же появлялась с «Я же тебе говорила!» И всегда добавляла: «Маленькие детки маленькие беды! Подрастут, вот тогда посмотришь, с такой-то наследственностью!»
Конечно, я старалась не обращать внимания на мамины упреки, она больше по привычке ворчит. Всё-таки дочка поступила совсем не по её воле, вышла замуж без одобрения родителей.
Мама любит, чтобы всё было по её, но чего уж там она давно смирилась с моим выбором, и глубоко-глубоко в душе согласилась, что мой Андрюша со всех сторон золотой.
Но вслух этого она бы никогда не сказала это же признать свою неправоту! А это уж никак невозможно! А про внуков мама больше тревожилась, чем ругала. На самом деле она их обожала и, случись беда, первая бы в огонь бросилась, вырывая себе волосы за все свои слова.
И всё же, иногда я начинала опасаться этих самых «больших бед», связавшихся с взрослением детей, что не раз происходило в нашей семье.
Дети взрослели неизбежно. Вот уже и сын закончил одиннадцать классов и собирается в большую жизнь. Она должна начаться для Ильи в одном из престижных университетов ближайшего к нам города. Всего сто сорок с лишним километров.
Но это для водителя машины сто сорок, а для материнского сердца всё равно что на Луну отправить!
Первые четыре ночи я совсем не спала, всё думала: как там мой сын? Вдруг обидят! А вдруг плохо поел? А вдруг город его дурному научит?
Сначала Илья жил в общежитии, выделенном сельским ребятам. Но я скоро не выдержала уговорила мужа снять сыну квартиру в городе. Илья решил часть платы за жилье брать на себя, устроился на подработку по интернету что-то делает, он ведь у меня смышленый!
Каждые выходные я моталась в город посмотреть, помочь, убрать, приготовить. Хотя в квартире у Ильи было, удивительно, чисто.
Дома в своей комнате он прежде никогда так не убирал предпочитал стабильный бардак. И еда у него всегда была готова то котлеты, то запеканка, то борщ. Говорю же, умница!
Мои поездки в город со временем стали раздражать мужа.
Марина! Да перестань уже держать Илью под юбкой! Не даёшь ему вздохнуть вольно! И мне времени совсем не уделяешь! Вот уйду от тебя хоть к Ларисе-газетчице, она всех приветствует узнаешь!
Пошутил, а напугал! Как же я без родного мужа, если он к Ларисе уйдет? Вовсе никак! Да и прав пора отпускать сына, пусть живет сам.
Я еще немного поворчала, а потом всё же поняла: сын вырос. В общем, дала ему свободу и перестала «пасти», но зря, как оказалось.
Однажды мне позвонили из деканата и сообщили, что мой сын прогуливает занятия, на грани отчисления! Нет! Вы ошиблись, мой Илья такого быть не может! Кудахтала я, взяла на работе отгулы и рванула в город. Тут уж никакой Андрей меня не остановил иногда я становлюсь настоящим танком.
Сын не ожидал моего приезда. И не то чтобы не успел убраться не успел скрыть причину прогулов.
Причина была девушка Анна. Миловидная, словно ангел.
Всё бы ничего, но кроме девушки в комнате был еще ребенок! Годовалый мальчик.
Я сразу всё поняла девушка с младенцем решила «охомутать» моего сына и выйти за него замуж.
Нет, время такое, бывает, но не в двадцать лет, да еще с чужим ребенком! Анне лет восемнадцать, не больше когда успела?!
Хоть внутри меня бушевала буря, я сумела сдержаться. Поздоровалась с Анной, а с Ильёй ушла на кухню, серьезно поговорить.
Илья, что сильно влюбился? спросила я с кривой улыбкой.
Очень, мама Илья тоже улыбнулся.
А что с учёбой? осторожно выспрашиваю.
Знаю, что запустил, но сейчас такой период Всё исправлю.
А что за период расскажешь?
Не могу, мама, это не мой секрет. Попозже, когда ближе познакомитесь.
Я не знала, что делать, чтобы не настроить сына против себя. Взяла паузу, поехала домой.
Вот, ты виноват! набросилась я на Андрея. Свободы сыну! Вот довел! Что теперь делать?!
А что произошло? спокойно говорит он. Готовый ребенок чем плохо? Если Илья его любит, значит, не чужой.
Ты готов стать ему дедом?
А почему нет? Я с детства знал, что когда-то стану дедом.
Но не чужому же ребенку!
Марина, ребёнок не чужой, пойми. Подумай об этом.
Муж ушёл спать в другую комнату, а я всю ночь бродила по спальне. Была зла на всех жизнь, Анну, Илью, Андрея Потом успокоилась и поняла: Андрей прав.
Ребёнок ни в чём не виноват. Да и Анна, наверное, просто судьба так К утру я уже себя ругала, вытерла слёзы и прилегла к мужу на диван в гостиной.
Андрей, прости меня! Я ведь вас всех так люблю!
Иди сюда, дурочка! муж поднял одеяло, я легла рядом.
Так уснули, и я уже улыбалась. Ну и пусть буду бабушкой! Мальчик хороший, Михаил его зовут.
Но всё оказалось не так просто. Вскоре Илья сообщил, что переводится на вечернее обучение, они с Анной собираются пожениться.
Я не спешила реагировать подумала, взвесила Потом на выходных мы с Андреем поехали в город. Я знала он поможет понять и не наломать дров! Дров наломать хотелось на всю зиму бы хватило!
В прихожей встретила Анна, вытирает слезу:
Простите меня, пожалуйста! Я не хочу, чтобы Илья так поступал, но он очень упрямый… Вы же знаете.
Упрямый мягко сказано! усмехнулся Андрей, снимая ботинки. Но не глупый. Если он так решил значит, надо. Садись, Анна, обсудим всё.
Перешли на кухню, Ильи не было дома.
Илья пошёл за молоком, скоро придёт, извините, сказала Анна.
Чего ты все извиняешься? Андрей спросил её. Мы ведь ещё не решили, что ты виновата. Давайте чаем угостите умотавших гостей сто сорок километров за рулём!
Ой, простите! всполошилась Анна.
Андрей закатил глаза, девушка улыбнулась. Я поняла он уже одобрил выбор сына, и обречённо вздохнула.
Пили чай с домашним печеньем, между прочим, редко встретишь у молодых. Я знала, что сын бы сам печенье не испёк, значит, Анна.
Вошёл Илья, хмурый, поставил продукты. Но в глазах у него что-то новое, взрослое. Я поняла: больше не имею права указывать этому выросшему мужчине.
Значит, решили жениться? спросил Андрей, когда все сели.
Да, это не обсуждается, твёрдо сказал сын.
Хорошо. Только что причина спешки? Вы ждёте ещё ребёнка?
Нет, что вы! замотала головой Анна, порозовела.
У меня промелькнула сумасшедшая мысль: а вдруг у них даже отношений таких ещё нет? Невозможно но
Тогда от чего торопитесь с свадьбой?
Иначе Мишу заберут в детдом, тихо сказала Анна.
Почему могут забрать? строго Андрей.
Потому что моя мама умерла в СИЗО, почти шепчет Анна. Губы дрожат.
Анна, ты не обязана объяснять! вспыхнул Илья. Мама, папа, просто примите это. Всё остальное наше дело!
Илья, подожди, перебила его Анна. Если мы теперь вместе, ваши родители и моя семья. Я не буду скрывать правду, это неправильно.
Она замолчала, а мы переглянулись.
Анна, Михаил не твой сын? осторожно я.
Нет, что вы! Мишка мой брат, только по маме.
В тот момент я готова была всех расцеловать. Но лишь настояла на спокойствии.
Моя мама умерла в СИЗО, у неё порок сердца был. Судьба тяжёлая характер взрывной.
Анна потягивает чай, тяжело вздыхает, выговорить ей нелегко; но всё равно продолжила. Илья пытался остановить, мы тоже но она решила рассказать.
В первый раз маму посадили после ссоры с моим отцом: она сбила пожилую женщину на переходе. Газеты писали.
Когда посадили маму, отец забрал меня, мы жили отдельно. Ещё до выхода мамы он женился я не осуждаю, ей самой было тяжело, характер сложный. Новая жена Татьяна, добрая, мы с ней отлично ладим. Возможно, мне было так хорошо благодаря поступку отца. Они с Татьяной вырастили меня их я и считаю семьёй.
Анна снова замолчала, я видела, как она с Ильёй под столом держатся за руки, и поняла: самое тяжёлое впереди.
Три года назад мама влюбилась потеряла голову. Дмитрий был младше на десять лет. У них появился Миша. Я радовалась! Но потом мне сказали у них постоянные ссоры, соседи на суде подтвердили.
Один раз, как я потом узнала, мама приревновала Дмитрия, толкнула его, он споткнулся об одеяло, ударился головой об стол. Через два дня Дмитрий скончался, маму посадили.
Она умерла в СИЗО, не дождавшись суда, быстро закончила Анна. Сердце просто остановилось. Прошу одно не судите строго мою маму Она была как колибри яркая, неугомонная Но я очень её любила.
Теперь ты нас прости, Анна, вздохнул Андрей. За то, что тебе пришлось всё это рассказывать. Но ты права, мы теперь семья и должны поддерживать друг друга.
Стыдно признаться, но внутри меня закричало: “Что же ты делаешь, сынок! Илья, очнись! Не нужна нам такая родня, у нас в роду никогда” Но себя вовремя остановила вспомнила, как когда-то мама плакала у меня на свадьбе, отговаривая от Андрея.
Подумала: “Не надо, Марина, судить о людях по их родителям!” Мне ли не знать.
Самодовольная борьба с собой сотворила чудо возникла бешеная, но классная идея. Я посмотрела на мужа, он улыбнулся. Понял! То есть согласен!
Андрей утвердительно кивнул:
А как вам такой вариант: мы с матерью оформим опеку над Мишей, а вы пока подождёте с семьёй и поучитесь?
Как так? удивилась Анна.
Папа, ну ты! возмутился Илья.
Мише у нас в деревне хорошо будет, сам помнишь детство тут золотое. Если захотите всегда сможете его забрать.
Нам с отцом вдвоём скучно, мы рады о Мише заботиться.
Олеся теперь больше мальчиками интересуется, чем родителями.
Анна, я посмотрела ей в глаза, решать тебе.
Как я могу возложить на вас такую ношу? Даже мой отец с Татьяной отказались
Мы и не заметили, как проснулся виновник споров Миша, сполз с дивана, топает на кухню, ручки тянет к Андрею.
Ох, какая ноша! шутит Андрей, поднимает его.
Андрей, ты ещё ничего, тянешь на отца, а не на деда! смеюсь.
Подожди, грозит кулаком, покажу тебе ночью деда.
Дети немного побурчали, но согласились, что Миша поживёт с нами. Оформить опеку оказалось совсем не сложно.
Женщина из опеки сказала, сейчас не редкость, когда семьи нашего возраста берут малышей своих дети выросли, а любви и заботы ещё вагон. Мы с Андреем в самом деле молодели, заботясь о Мише.
Я, встав ночью к нему, не раз плакала от радости, неожиданного счастья.
Только мама, как всегда, бранила нас за такое решение и всё равно сильнее всех полюбила Мишу, как и он её.
Ой, Марина! Что вы делаете! причитала мама и тут же, сюсюкала Мише: Чьи это глазки у нас закрываются, кто спать хочет?
А потом снова:
О чём вы думаете, Марина! А чьи это пальчики испачкались? Ох, не знаю, что дальше будет? А где же мой Миша, куда он убежал?..


